
Ведущие мосты необходимы для передачи движения (крутящего моменты) к ведущим колёсам автомобиля. Ведущий мост включает в себя такие части, как главная передача, дифференциал и полуось. Все они находятся в одном кожухе. Выделяют передний и задний ведущий мост. По устройству они не одинаковы.
Главная передача применяется в целях передачи момента к полуосям ведущих колёс. Они бывают одинарные и двойные. Особенность одинарной состоит в том, что у неё небольшое число зубьев, в связи с чем, область её применения ограничена лёгкими видами автотранспорта. В двойной используется 2 пары шестерен.
Дифференциал позволяет ведущим колёсам вращаться с разным числом оборотов. Это позволяет колёсам проходить разные пути при поворотах и неровной дороге. В некоторых случаях, например, при неравномерной скользкости дороги, работа дифференциала может негативно сказаться на движении автомобиля. Поэтому на некоторых машинах есть возможность блокировки дифференциала, после которой колёса начинают вращаться как единое целое и отсутствует пробуксовка.
На автомобилях марки УАЗ используют 2 вида ведущих мостов:
— с одноступенчатой главной передачей;
— П-образные ведущие мосты с бортовой передачей.
Первые применяются в автомобилях УАЗ-31512, а также на моделях вагонной компоновки. Вторые устанавливают на машины УАЗ-3151.
Для установки П-образных мостов на машины УАЗ-31512 требуется установка карданных валов от УАЗ-3151. Для установки таких мостов на машины вагонного типа необходима существенная доработка конструкции подвески автомобиля, мостов, тяги сошки и сошки, а также требует производства укороченных на 1 сантиметр карданных валов, что невозможно сделать в домашних условиях без рекомендаций завода.
Ступицы колёс задних и передних мостов на автомобилях УАЗ одинаковы. На моделях УАЗ-3151 и УАЗ-31512 они не взаимозаменяемые. В тоже время, детали крепления подшипников и сами подшипники взаимозаменяемы. Для машин вагонного типа устанавливают ступицы авто УАЗ-31512. Для предотвращения утечек смазочной жидкости из ступицы и её загрязнения, устанавливают резиновые манжеты с пружинами.
УАЗ-3907 «Ягуар» — автомобиль-амфибия на базе УАЗ-469. На амфибии перед задним мостом установлены два гребных винта. В 1978 году в Сан-Ремо Мартолетти на УАЗ-469 получил награду «Серебряный домкрат» за победу на чемпионате Италии по автокроссу .