Kozel-UAZ.Ru, почти все об автомобилях УАЗАвтомобили УАЗ: Клуб УАЗоводов, Фотогалерея, Форум УАЗ, библиотека, каталог УАЗ
4x4sport
Kozel-UAZ.Ru, почти все об автомобилях УАЗ
Форекс. Forex. Дилинговый центр FOREX MMCIS group

УАЗ-3727 (УАЗ-Фургон)

[ Модели ]

КОНЕЦ КРАСНОГО ФУРГОНА

Материал составлен по публикацмям журнала ЗР и perevozka.ru

УАЗ-3727

Я видел, и не один раз, этот красный, немного потертый, но вполне "живой" фургон. Его нужно было хотя бы сфотографировать, а я все откладывал! И вот в один из приездов на УАЗ узнаю: машину списали и уничтожили. Красная полуторка пала жертвой очередной, на сей раз заводской, перестройки. Впрочем, она лишь повторила судьбу всего грандиозного проекта, снесенного бурей политических и экономических катаклизмов...

УАЗ-3727В СССР гордились огромными объемами производства грузовиков. Только самых нужных, очень распространенных в Европе малотоннажных у нас почти не выпускали. Тезис о необходимости создания машины грузоподъемностью 1,5 тонны записали даже в директивах ХХVI съезда КПСС. Выполнять директиву высшего политического органа начали в 1984-м в НАМИ. Совещание по этому поводу проходило у министра автомобильной промышленности еженедельно. Работу курировал сам Гейдар Алиев - член политбюро, первый заместитель председателя Совмина СССР. Алиев не случайно интересовался проектом: он хотел, чтобы в Азербайджане, как в Грузии и Армении, где работали Кутаисский и Ереванский заводы, тоже было автомобильное производство.

УАЗ-3727В 1985-м к проекту подключили специалистов УАЗа - самыми близкими по классу у проектируемой машины были ульяновские "головастики" и "буханки". Вскоре главным конструктором стал уазовец Андриан Иванович Макаров. В качестве аналогов будущего автомобиля купили "Рено-Мастер", "ИВЕКО-Дейли", "Мерседес-Бенц 307" и "Форд-Транзит". Конструкция советской полуторки была проста, но вполне современна. Кузов - несущий, подвески - зависимые рессорные, колеса - 15-дюймовые, тормоза - барабанные, позднее спереди появились дисковые. Основным двигателем должен был стать ульяновский объемом 2,45 л - близкий родственник двигателей ГАЗ-21 и GAZ 24. Кроме того, Ульяновскому моторному заводу, входившему в то время в производственное объединение УАЗ, поручили в кратчайшие сроки разработать и подготовить к производству совершенно новый агрегат. В основу конструкции 70-сильного атмосферного дизеля, естественно, положили западный аналог - мотор ИВЕКО. Немного переработанный двигатель, по отзывам испытателей, получился удачным. Основой гаммы малолитражных грузовиков предполагалось сделать высокий и длинный фургон. На этом настаивало министерство: советский грузовик должен быть самым вместительным, с самыми большими дверями. Кстати, по этим показателям, действительно, удалось обогнать аналоги, за исключением ИВЕКО.

УАЗ-3727Первые ходовые образцы делали в НАМИ. Когда в министерстве обсуждали дизайн машины, свое видение полуторки представили и газовцы, но в ту пору у них был лишь макет. Машины второй и третьей серий изготавливали в Ульяновске. Уже в 1986-м фургоны УАЗ-3727 гоняли заводские испытатели, а на моторном готовились к перепланировке под цех дизелей. Немного отвлечемся и представим себе: через три-четыре года с грузового конвейера УАЗа могли бы сходить полуторатонные фургоны! Между прочим, конструкторы предусмотрели широкую гамму машин: низкий и высокий фургоны, бортовой грузовик, микроавтобус. Страна получает столь нужные ей автомобили, а Ульяновский завод выпускает продукцию, которая и сегодня пользовалась бы спросом. Но именно руководство УАЗа всячески открещивалось от проекта, исходя из обычных для эпохи "развитого социализма" соображений: завод работает стабильно, его продукция - востребована (одна только армия "съедает" добрую часть выпускаемых машин); на производство новой модели государство, как всегда, денег не додаст, а "головной боли" будет много. Идея Алиева о производстве грузовых автомобилей в Азербайджане казалась благом. В 1987-м в Кировабаде (теперь - Гянджа) начали строительство завода мощностью 40 тысяч автомобилей в год. Из-за недостатка квалифицированной рабочей силы производство кузовов и мостов решено было максимально роботизировать. Двигатели и коробки передач должны поступать из Ульяновска (Кировабадский завод вошел в объединение УАЗ). Специалистов для нового предприятия тоже готовили на Волге. К участию в проекте привлекли многие заводы, в частности ГАЗ и ВАЗ - последний отвечал за пластмассы. По плану КиАЗ должен был выпустить первые машины в 1989-м.

Польский ЛюблинДля укрепления "братских и промышленных" связей производство советской полуторки в версии короткого низкого фургона решили организовать и в Польше. Напомним: с 1951-го в Люблине копировали ГАЗ-51, а позднее выпускали грузовички "Жук". В этом сотрудничестве, кроме политического, был и сугубо технический резон. Поляки имели лицензию на английский дизель (в Польше - "Андория"), а подготовка моторов УМЗ явно не укладывалась в плановые сроки. Но совместный проект попал под распад соцлагеря.

Польский Люблин В результате польский завод остался при своей "Андории", которой комплектовал разработанные в СССР и выпускаемые несколько лет в Польше полуторки "Люблин" (позднее на машины ставили дизели "Пежо". Еще позднее, лицензионную сборку автомобилей Lublin 3 освоили в Беларуси, под Минском, на бывшем фордовском заводе в Обчаке). Тем временем в судьбе советского автомобиля вновь произошел крутой поворот.

УАЗ-3727 УАЗ-3727 УАЗ-3727

Польский ЛюблинОсенью 1987-го к работе над уже практически готовым автомобилем министерство подключило британскую фирму IAD (International automobile design). Англичане изменили дизайн машины и разработали независимую переднюю подвеску, естественно, более сложную и дорогую. Там же, в Великобритании, испытали единственный прототип и напечатали красочные рекламные проспекты фургона "Мульти-2500" или... БАЗ-3778.


Третью марку еще не родившийся, по сути, автомобиль получил в 1989-м благодаря очередной кампании под громким названием "конверсия". На Кавказе начались межнациональные конфликты, и производство полуторки решили начать в Брянске на гигантском заводе, выпускавшем многоосные автомобили для армии.

Ведомости)

УАЗ-3727Между тем к 1991 году в Кировабаде построили примерно 95% заводских помещений и завезли до 70% оборудования. В независимом Азербайджане совместно с турками пытались наладить выпуск "ленд-роверов", затем нацелились на велосипеды, швейные машинки, газонокосилки. В общем, на этой грустной ноте история ульяновской полуторки и закончилась...
И все-таки работа не прошла даром, специалисты набрались опыта: кстати, Макаров пару раз возил всю документацию в Горький. В 1994-м по дорогам новой страны поехали ныне сверхпопулярные "газели", концептуально близкие так и не родившемуся фургону.

УАЗ-3727 УАЗ-3727 УАЗ-3727 УАЗ-3727
УАЗ-3727 УАЗ-3727 УАЗ-3727

...Та красная полуторка несколько лет служила испытателям УАЗа "хозяйкой". Ей бы, конечно, место в музее. Но страна изменилась, видимо, еще не настолько,чтобы в ней научились ценить свое прошлое, в том числе и недавнее...

автор текста - Сергей Канунников

См. так же:
Несостоявшийся проект "Новая буханка" УАЗ-3165.
Фотообои ульяновского грузовичка УАЗ Карго (УАЗ-2360)
Трехосные УАЗы (6х6)

наверх



Дизайн © 1999-2014 Kozel-UAZ.Ru. О сайте

info@uazbuka.ru


Клуб УАЗоводов Фотогалерея Kozel-UAZ.Ru Форум УАЗБУКи Руководства, справочные материалы об УАЗ Каталог деталей УАЗ