[ Kozel-UAZ.Ru. Главная страница ] [ Отзывы и предложения ]

[ Лирика УАЗ ]

Семь дней, которые остались в памяти …
© Алексей Агальцов [TALRUS] 2001
автор сайта Карелия 2000



Дневник, на основе которого написан данный отчет, основательно пропах бензином.
Особенно это чувствуется, когда сидишь за компьютером в городской квартире ...

Подготовка :

Поездка была задумана уже давно. Еще в прошлом году мы собирались повторить мои подвиги 99 года :-) . Но, увы, дорогу Каргополь - Пудож к тому времени уже достроили, и возникшие проблемы в жизни отодвинули наше новое путешествие ровно на год.

"Но куда же она из колеи то денется ?" © из известного анекдота

До последнего момента я в душе не надеялся, что поездка удастся, и по этому собирался не совсем качественно (дома осталось много нужных вещей …). Все путешествие должно было начаться из Ярославской области (с дачи, точнее с домика в деревне :-) ). Там в это время и находился будущий наш корабль - УАЗ 3962 (санитарка) и мой напарник в дорогу (мой родной Отец) …
Приехав в деревню, я денек повалялся под машиной, благо дорожный просвет УАЗа - батона это позволяет. Были проверены самые важные узлы, уровни масла и др. и т.п. Следующий день я занимался внешний и внутренним убранством машины - надо было отмыть пыль 3 лет использования авто по сельским дорогам :-) Накопилась там ее много ... Время подготовки прошло быстро и как всегда не хватило всего одного дня :-) . Ну вот машина вымыта (и зачем только ? :-) ), прикручена запаска на место (сняли ее после покупки и возили в салоне, чтоб не стыбрили ее в Москве), заложили матрасы (мечта была у меня в дороге спать в кунге, пока отец за рулем, н-да - глупая мысль была ...). Заложили вещи, включая почти 60 литров воды (а все равно места много :-) ), ведро картошки и сумку со свежими огурцами (типа натуральный продукт в дорогу :-) ). И вот все готова - до старта 5 часов ... Можно и поспать, чем и занялся папаша.

- Скажите, - сверкая глазами, вдруг сказал Толстяк Олаф,
- ведь эта девушка - дьявольски славная девушка, а?
- Да, дьявольски славная девушка, - согласился Смок.
© Джек Лондон, "Смок Беллью"

Но спал я мало ... Вечер был проведен в расставании с моей красивой женой (ее с нашей годовалой дочкой пришлось оставить дома :-) ). Так что спал мало :-)

Четверг, 19 июня

Как аргонавты в старину,
Родной покинув дом,
Плывем, тум-тум, тум-тум, тум-тум,
За Золотым Руном.
© Джек Лондон, "Смок Беллью"

Где то в 02:35 меня разбудил тихий голос Отца. Пора значит : (а все же полчаса то я поспал :-) ). В машину уложены остальные вещи - более ценные: ружье, документы, личные вещи:

- Нет, Смок, это не поход за золотом, это исход евреев из Египта. (с) Джек Лондон, "Смок Беллью"

Отец прогревает машину, а я в кунге пытаюсь уснуть (Отец обещал ехать до Ярославля)

02:58, д. Гора Сипягина, Борисоглебский район, Ярославская область,
на спидометре 09258

Четыре километра сельской грунтовки отбила у меня всю охоту спать в кунге во время движения - это такой вибромассажер, это словами не передать : Сразу вспомнил рассказ Людки (моей жены), что ей когда-то пришлось ехать на полу санитарки в больницу с укусом гадюки - что то стало не по себе: Вышли на асфальт - стало получше, но все рано это не самое приятное. Обняв рюкзак и обложившись, точнее подложив под бок, палатку и резиновую лодку провалился в сон: Во сне приходят картины перевозки раненых бойцов с места сражений.

- Убирайтесь вы к черту! - крикнул Кит, сам себе удивляясь.
Первый раз в жизни он обругал человека. - Берите весло и гребите!
(с) Джек Лондон, "Смок Беллью"

В Ростове отец притормозил на трассе и передал руль мне (Отец не имеет опыта ночных перегонов, и количество встречных фур быстро утомила его): Хотя я проснулся чуть раньше, на ж/д переезде перед Ростовом, но еще окончательно не пришел в себя. Сменив вахту за рулем повел я машину в город. Выкуренная сигарета немножко взбодрила меня. Сразу при выезде из Ростова (в сторону Ярославля) заправились на АЗС. Странная бензоколонка :). Заказали 90 литров, а получилось так - в основной бак 49 литров и по 21 литру в каждую из двух канистр (что-то со счетчиком у них). Ну, бензина у нас по горлышко (50 в основном, 30 в резервном и 4 канистры по 20).

Едем дальше: Вся трасса вблизи Ростова с обоих сторон забита спящими фурами… Картина классная. Между ними встречаются и легковушки. Дорога до Ярославля просто прелесть - по две полосу в каждую из сторон, по середине травка :), но не та к сожалению. :)

В Ярославль пришли часов в 4-5 (время я не замечал, что-то как-то не хотелось). Благополучно миновали ночной город по указателям "На Вологду". С моста бросили взгляды на ночную Волгу. Едем дальше. Дорога хорошая, асфальт… До грунтовки оставалось еще много, много километров.

Миновали Данилов, дорога - асфальт… светает… точнее рассвело уже… одним словом дорога, как дорога, только очень спать хочется, сигаретная пачка тает на глазах.

Прикололись над указателем "ЛЮБИМ 25" Может по тому, что в предыдущей деревне видели вывеску "Матрасы, Одеяла, Подушки… круглосуточно"
…М8… Вологодская область…

Чтобы не заснуть, пытаюсь сосредоточиться на дороге и в голове прокручиваю разные идеи… Закончилась пачка сигарет. Уходим в сторону по М8, не заходя в Грязовецы Понимаю, что все… За рулем Отец, я на пассажирском, пытаюсь прикорнуть, но очередная ямка и козление на ней УАЗика выбивает сон полностью. Облился холодной водой, достал новую пачку сигарет и снова за руль… Спать что то уже не хочется - наверно второе дыхание…

Вологда.
Пройдя прямо по М8 выходим на дорогу на Череповец (А114), и проехав по ней немного выруливаем в сторону Молочное. И вот мы уже на Р5. Дорога с 1999 года не изменилась… Решаем отдохнуть на Кубинском озере. В районе Новленского находим подъезд к озеру. Местная бабка кивает "Ну машины проезжали… давно было… наверно и Вы сможете…". Разбитая тракторная колея через поле, потихоньку превращается в узкую тропку между кустами (кажется весной по ней как-то проходил трактор). Далее еще круче. Наш УАЗ продираясь через кусты выползает на берег Кубинки.

Смок покачал головой. - "Тут тоже статистика, Малыш.
Большинство игроков ошибается в своих предположениях."
(с) Джек Лондон, "Смок Беллью"

Первое, что мы увидели - это полчище всяких летающих вампиров в виде слепней, бармаков и др. Берег Кубинского озера - заболоченная местность, дно озера каменистое и илистое. Купаться теоретически можно. Пройдя по острым камням и противному илу метров 50 и уйдя по воду только чуть выше колена, и почти полностью облепившись бармаками отказался от этой идеи… Быстро облившись оделся и вернулся к машине… Перекусили сухпайком и запив все это водой тронулись обратно. Отец за рулем, я без успешно пытаюсь отдохнуть на пассажирском сидении. Но выехав на трассу немного прикорнул, но спал я не долго. Все же опыт отца за рулем мал и по этом УАЗик часто оправдывал свое второе название рогатого зверя. Покурив, занялся полезным делом - сушил на ходу авторушную майку, которую насквозь промочил потом. Картина со стороны наверно странная - УАЗик с вытянутыми в окошко руками, на которых вьется синяя майка :).
Время бежит, бежит трасса, утекает бензин… В районе Николаевского Торжока основной бензобак на "0". Решаемся залить на Лукойловской АЗС в том самом Торжке.

-Мне жаль, что твоя гнедая сломала ногу" (с) кинофильм

Отец решили остановиться около АЗС, чтоб передать мне руль и типа избавиться этим от необходимых маневрах на площадке с колонками. Но не заметив коварной обочины резко ушел на нее. Именно то, что он резко ушел на нее, спасло наш автомобиль от падения на бок. Обочины в этом месте не было, просто росла травка… Ну не заметил он этого. УАЗ критически наклонился на бок и только реакция папаши, резко вывернувши руль спасло положения. Санитарка помахав правыми колесами над обрывом резко поднялась на трассу и замерла. Я даже не успел сообразить, что произошло. Я сел за руль, покурил и медленно поехал на заправку. Залили 50 литров… (на спидометре 09641).

Едем дальше, остается за спиной поворот на Кириллов. Ночное недосыпание опять начинает напоминать о себе. Проезжаем красивое озеро Иткольское, но не находим подъездов. Решаем отдохнуть в Липин Бору на берегу озера Белое.

- Я слышу запах кофе! - Он решил идти напролом.
- Вот вам мой мизинец, отрежьте его; я на все готов;
я буду вашим рабом целый год и один день или сколько угодно лет и дней,
только налейте мне чашечку из вашего кофейника.
(с) Джек Лондон, "Смок Беллью"

Но, увы, единственное хорошее место - городской пляж, но оставлять машину на солнцепеке не хотелось. К тому же на пляже куча народа. Немного поискав другое место, и везде нарываясь на кучу бармаков и слепней, решили ехать дальше.
Кстати, на перекрестке перед Липин Бором - АЗС (подробнее о ней на обратном пути).
Дорога на Вытегру. Приятно осознавать, что здесь когда-то (1999 год) был гравий, а сейчас хороший асфальт. Класс.

Через некоторое время находим хороший съезд на скошенный луг и под тенью леса ставим палатку и загоняем машину в тень. Маленьких вампиров куча, но в палатку они не проникают. Спать при 35 градусной жаре тяжело, но приходиться. Спим около 4-5 часов. Вылезли из палатки все в поту - пришлось опять обливаться (ох, не зря мы взяли столько воды :). Закусили чем бог подал - сухпаек нам собрали хороший (спасибо оставшимся в Ярославской губернии женам :)).
Немного отдохнула и машина :
Опять за руль и в дорогу. Карелия ждет нас !!!
Надеемся до вечера доехать до Вытегры. Тут надо подробнее остановиться на характеристиках УАЗа-санитарки. Крейсерская скорость данной машины около 70-80 км/час. Больше можно - в свое время разгонял до 100, но на этой скорости удержать машину на трассе сложно, так что держим примерно 75-80 км/час. Но, не надо забывать о свойстве УАЗов, на каждой ямке козлить по страшному, так что приходиться часто тормозить перед препятствиями, чтоб не прыгать в машине до потолка. Так что наши планы по передвижению на расстояние соответствуют возможностям нашего авто.

Больше половины дороги до Прокшино - хороший новый асфальт, затем строящаяся трасса, и старая дорога в виде объездной. Снуют Камазы туда-сюда. Но дорога нормальная, пыльная только… Перед Прокшино новый мост (не помню его в 1999 году :) ). Уходим на Вытегру (через этот самый мост). Попадаем на хороший асфальт. Дорога хорошая, можно даже гнать, хотя иногда трясет на ямках (провалы в асфальте).
Встречаются другие машины, кто встречный, кто нас обгоняет, кого мы… По сторонам дороги уже хорошие виды северных лесов, встречаются беломошники даже.

Но было уже поздно. Передовой пес Олафа, разъяренный тем,
что его обгоняют, кинулся в атаку. Он вонзил клыки в бок вожака Джой.
Все собаки соперничающих свор вцепились в глотки друг дружке.
Нарты наехали на дерущихся собак и опрокинулись.
(с) Джек Лондон, "Смок Беллью"

Прямо перед нашим носом с второстепенной дороги вынырнул старенький ЗИЛ. Пришлось вдарить по тормозам. ЗИЛ медленно набрал скорость и поехал по середине дороги. В его кузове сидел парень, который пристально рассматривал нас. Через некоторое время мы догнали их, и стали пытаться обогнать. ЗИЛ упорно шел по середине дороги, не обращая внимания на нас. Пришлось врубить фары, и ЗИЛ неохота ушел в сторону. Сидящий в кузове парень бросился в нашу стороны, пытаясь, как я понял, постучать по крыше нашей машины, но это у него не удалось и все что получилось у него - это показать средний палец. Набрав скорость, мы ушли вперед. Через пару километров нас догнал тот самый ЗИЛ и грубо полез на обгон. Я его пропустил и он ускакал вперед, ревя мотором на пределе. Парнишка в кузове аж прям изошелся, показывая нам средний палец.

Тут же я заметил стрелку "На Вытегру" и мы ушли налево и оказались на грунтовке. Куда мы ушли и на какую дорогу я так и не понял. Асфальт уходил прямо. Грунтовка не самая лучшая, но ехать можно. Проехали через кучу населенных пунктов. Перед Вытегрой начался асфальт… Вот и Вытегра. Ушли по указателю "На С-Пб.". В магазинчике купили по яблоку и газировки. Прикупил так же сигарет (а то они слишком быстро кончаются).
Решили заночевать на берегу Онежского озера, но не смогли найти хороших мест и решили двигать до Вознесенья. Кстати, главное, что не хватало в дороге - координат хороших стоянок по дороге, где можно отдохнуть и (или) переночевать. Начинаю вспоминать расписание парома в Вознесенье - мож успеем ? Ориентировочно должы приехать к 9 вечера. Но планы - планами, а жизнь берет свое. Дорога Вытегра - Вознесенье - грунтовка, асфальт попадается изредка (в поселках). Дорога разбитая, УАЗик козлит, приходиться ехать медленно, не более 40 км/ час. Встречаются много встречных машин (номера разные - Ленинградские, Вологодские, Карельские). Повстречали даже новенький, серебристый пучеглазый мерс, который аккуратно обогнал нас и помчался дальше. Дорога идет по болотам, изредка в ямах виднеются бревна (гатили ими, часто такое в Карелии видел). Вот и долгожданная развилка: прямо - Ленинград, направо - Вознесенье. Дорога улучшилась, но мы все равно уже опаздываем…

А вот и Вознесенье…
Время 21:45 (последний паром ушел полчаса назад, если не больше). Хороший причал со шлагбаумами, вывесками… Тогда то мы не придали значения, что парома то и нет, не на этом берегу, не на том. Но это позже. Решили ночевать где-нибудь поблизости. Ищем место, но везде люди - на берегу куча гуляющей молодежи. Проехались по берегу обводного канала - тоже все не то… Выезжаем из городка и уходим на первый же сворот - оказываемся на заброшенном карьере или что-то похожее на это. Вдалеке слышны разговоры - толи сторожа, толи на шашлычки кто приехал. Решили ночевать в кунге вдвоем.
Кстати при въезде в Вознесенье стоит АЗС. Цены не помню.

Спать в кунге тяжко. Жарко и душно, а если открыть форточки - то куча мошки. Кстати на будущее - если кто соберется спать в машине - возьмите марли - закроете ей окна и спать можно будет спокойно. Я пожалел о том, что раньше не сообразил.

Ночь прошла интересно :). Спишь полчаса, потом просыпаешься от жары - открываешь форточку, засыпаешь… просыпаешься от мошкары. В какой то момент пришла мысль побрызгать на тело Аутан :(. Получилась маленькая газовая атака, после которой открыли еще пару форточек и завернувшись с головой в спальники уснули до утра. Засыпая понял, что вместе с некоторыми вещами забыл с собой все рыболовные принадлежности - не беда - запасливый Отец взял на двоих.

Пятница, 20 июля

Проснулись в 05:30. Умылись, позавтракали. К парому приехали к 06:30 (первый паром в 07:15). Ждем`с…

- Хо! Видишь свет в этом окне? И там, повыше!
Слышишь, как хлопнула дверь? Разумеется, Доусон спит!
Огни? Это безутешные родственники плачут над своими покойниками.
Нет, нет, никто не собирается в поход.
(с) Джек Лондон, "Смок Беллью"

Первые подозрения возникли в 06:45, когда мимо нас прошла женщина с сумками, оглядевшая наш экипаж странным взглядом. Далее были замечены автомобили, приезжающие на причал, но почему-то сворачивающие направо, а не налево к нам. В 7:00 произошла развязка событий. Скоротечная разведка обнаружила еще одну пристань, в 100 метрах от нас, где и стоял паром, и где уже собралась хорошенькая кучка автомобилей, в том числе и КАМАЗ-фура. Кто бы мог подумать, что красивый новый причал, со всеми возможными атрибутами: шлагбаумами, вывесками и др. это просто декорации, а настоящий паром отчаливает от обыкновенного песочного бруствера… Совок, ну что тут еще скажешь… Пятнадцать минут переживаний и мы уже на пароме (заехали в числе последний, но влезли все, кроме фуры)… Я не успел опомниться и мы уже на другом берегу…

По Вознесенья хорошая дорога - грунтовка. Едем по стране вепсов. Какие же красивые девушки тут, просто красавицы… И вообще, в Карелии самые красивые девушки :)

В Шелтозере заправляемся 50 литрами (основной бак закончился километров 10 назад). АЗС работает с расписанием (не помню точно, но кажется даже обеды есть :)). На спидометре - 10031… Скоро начался асфальт. Продолжаем свой путь в Петрозаводск, по правую руку все время виднеется Онежское. По левую руку - Красный бор (место печально знаменитое… загорожено своеобразным заборчиком, в глубине виднеется монумент, и по всему бору стоят белые стилистические кресты). В районе Шокши знаменитый гранитный карьер. Говорят от сюда брали гранит и для Мавзолея Ленина и для Метро и для всяких других человеческих строек. Говорят что руку приложил и Наполеон (хотя мож я что-то путаю). Заехали, поглазели, взяли пару кусочков на память…
Красота… Карелия…
Петрозаводск - город, знакомый с детства. Как всегда встретил нас чистотой своих улиц, красотой лиц горожан… Но он конечно уже не тот, что был 10-15 лет назад… Но все равно красивый город, черт побери.
Заехали на рынок, купили хлеба, пару банок консервы (тушенка и печень трески).

- Нажимайте сильнее, - посоветовал он,
- курок еще и до половины не дошел. Ну-ка попробуйте убить человека!
Убейте человека, сделайте в нем дыру величиной с кулак, чтобы его мозг
брызнул на ваш пол. Вот что значит убить человека.
(с) Джек Лондон, "Убить человека"

Выезжаем из города - хоть бы на нас обратили внимания на КПП (за всю поездку не разу не были остановлены ДПС), но молодой ГИБДД`ешник мельком осмотрел проезжающею мимо нашу машины и театрально повернулся к нам спиной.

Еще до поездки было решено заехать к знакомому отца в район Лижмы, Нового Поселка, и по этому начинаем продвигаться в ту сторону. Проезжая Шую, родину моей дорогой мамы. Здесь прошла ее молодость. Отец показывает места - вот комплекс теплиц, вот сельхоз-постройки, всем этим когда то руководил мой дедушка (председатель совхоза). Отец просит остановить машину и указывает рукой - вот домик сохранился, где они с мамой жили первое время после свадьбы…
С трассы М18 уходим в сторону Кондопоги. Дорога прошла дальше без эмоций. Толи усталость, толи нахлынули воспоминания. А может просто уже привыкли к дороге и к пробегающим вокруг прекрасным местам Карелии.

Пройдя через Кондопогу, ушли в сторону Лижмы. Эта трасса раньше соединяла Кондопогу с Медвежьегорском, но сейчас, по словам местных, после Нового Поселка дорога перерыта и проезда нет…
Чем дальше отъезжали от Кондопоги, тем хуже становилась дорога… Ехать больше 40 нельзя. Проехав поворот на Лижму останавливаемся на берегу Большой Лижемской губы. Съезжаем буквально на 2 метра с дороги и останавливаемся… Если не разбитые бутылки, то я назвал я это бы раем на земле. Развели костерчик, чаек, картошечка с тушенкой… рай…
Поспали, отдохнули. Единственное, близость дороги (почти все проезжающие мимо, останавливались и глазели на нас) и осколки стекол, выводило иногда из состоянии нирваны (не путать с псевдо-украинским "нервана" :)).
Через некоторое время снова за руль, и едем в д. Михеева Сельга, к знакомым Отца. Дорога на Сельгу оказалась не самая лучшая, в традициях Карелии - каменистая тропинка, умудрились даже пару раз черкануть, кажется, картерами мостов.

Небольшое отступление…
Я всегда был противником фотоаппаратов-"мыльниц", но в этот раз впервые пожалел о том, что оставил ее дома (раньше всегда брал ее с собой, как пару к своему Зениту-122). Именно отсутствие "мыльницы" помешало мне оставить на память многие моменты поездки. Сложно все-таки снимать на Зенит во время движения на УАЗике :)

Но дороги все же кончаются…
Покупались, попили чайку, и тут свершилось то, что повлияло на весь ход нашего путешествия :)

Мы решили не оставаться на несколько дней в гостях, как планировали, а с утра поехать дальше… Что повлияло на это решение ? Так сразу и не скажешь… Скорее всего жара, и дальность данной деревни от Онежского озера (около 2 км)… Поэтому ткнув в карту Карелии и попав пальцем в определенную точку Заонежья решили двигаться туда.
А эта точка называется "Клим Нос"…

Суббота, 21 июня

Выспались в палатке, насмотрелись снов… А с утра пораньше выезжаем обратно. По дороге обратно находим объездную дорогу и поэтому избегаем камней и узкой тропки. Дорога до трассы М18 уже знакома и мы ее прошли быстро. Впереди Медвежьегорск.

Малыш весело ухмыльнулся. - Вовсе нет, - ответил он.
- Я индеец. Учусь ничему не удивляться.
(с) Джек Лондон, "Смок Беллью"

Самое сильное эмоциональное потрясение на дороге в сторону Медвежьегорска было при перепрыгивании цифр на километровых столбах (каким-то образом произошло увеличение цифр чуть не на 50 км, где-то с 520 до 575 :). А так дорога хорошая, кругом боры, встречаются озера красивые, оголенные скалы (причем все исписанные уже современными людьми :( )
На развилке уходим на Медвежьегорск. На заправке ТНК (что прям на дороге после развилки) заливаем 50 литров в основной бак (перешли на резервный 45 километров назад).
Хотели заехать в город и съесть по мороженому, но поворот на Великую Губу оказался раньше, так что пришлось заехать только в простенький магазинчик, где была с горя куплена вареная колбаса и хлеб. Так же прикупил паку "Петра 1" для разнообразия и пару бутылок пива.
Дорога в сторону Великой Губы асфальтовая…
В районе Федотова сделали остановочку, съели по бутерброду и попили пивка… Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше… Едем дальше. На очередной развилке ушли в сторону "Шуньга", проехали по мосту через губу Святуха. Дорога хорошая все идет.

Немного поплутав и съев по мороженому в Толвуя, едем по дороге на Клим Нос. Дорога грунтовая, но хорошая, только узкая очень… На самом мысе дорог много, но мы выбираем самую наезженную, ведущую, как мы правильно угадали туда, куда нужно. Приехав на Клим Нос, мы находим, что все хорошие стоянки заняты группами туристов, и нам остается следовать только вперед. Дорога постепенно превращается в более заброшенную, мы проезжаем через две канавы и вот дальше тупик. За тупиком, в метрах в 5 обрыв в Онежское озеро. Хорошо, что я не решил дальше продираться наобум. Решаем оставаться здесь, благо вроде есть место для стоянки.

- Вовсе нет. Наверно, человеку не мешает хорошенько поголодать,
и тогда у него раскроются глаза. Во всяком случае, я научился видеть.
Я увидел такое...
(с) Джек Лондон, "Смок Беллью"

Провели маленькую разведку. Результатов много:
1) Почти все туристы - это местные из Медвежьегорска, приехавшие сюда покупаться.
2) Пляж тут просто прелесть, купаться можно, сколько угодно.
3) Мы находимся на месте боевого рубежа финской армии времен ВОВ, все канавы, которые мы видели - бывшие окопы, везде следы от блиндажей и землянок, кругом куча колючей проволоки.
Насчет проволоки отдельный разговор… Подумайте, что с тех времен прошло уже почти 60 лет, что на месте окоп и блиндажей уже давно обрушившие ямы, поросшие мхом, в центре их растут уже не совсем молодые сосенки. А вокруг всего этого линии колючки, причем сохранившейся так, что хоть снова ее используй. Я сперва не верил, что это колючка с тех времен, думал, что типа потом навязали (помню, что наша родная колючка сгнивает в течение 10 лет полностью). Но увидев несколько больших деревьев, из середины стволов которых торчала та самая колючка, я мог только удивиться качеству стали, из которой ее делали.

Вечер прошел хорошо… Пляж оказался просто прелесть, пологий песчаный берег просто сказка. К вечеру на Онежском озере был штиль… Красота…

Отец немного покидал спиннинг, сделал вывод, что рыбы нет и ушел спать…
Я еще долго сидел на берегу. Купаться уже было не интересно - солнце зашло. Потом сходил за биноклем и еще долго наблюдал за Онегой… Между буйками мужик в лодке что-то крупное ловит… Там вот баржу в район Челмужей гонят… А в начале мыса ребята на резиновой лодке с мотором катаются… Потом пришла дурацкая мысль - пройтись по местам боевой славы :(. Через полчасика забрел в очередную яму от блиндажа, которая была обнесена рядами колючки, присел покурить. И тут пришла мысль - а вдруг подо мной с ВОВ что-то осталось, вдруг я вот сижу на ящике с фугасами. Обратно я возвращался на цыпочках, а окурок тщательно загасил…

К утру все прошло, но когда засыпал костер, и в очередной раз воткнул лопату в землю и раздался скрежет по металлу, то меня немного передернуло…
Засыпая, еще раз порадовался здешним местам и подумал, что хорошо здесь, когда на озере штиль, а когда подует ветер, то тут не самое лучшее место…

Воскресенье, 22 июня

Несколько слов о месте, где мы заночевали…
Это одно из самых классных мест, которые мы поведали в этот раз.
Это небольшой пяточек на самом высоком месте (как мне показалось) Клим Носа. К берегу Онежского озера ведет высокий песчаный обрыв. Берег пологий, направо - песчаный пляж, налево - каменистый мыс, с другой стороны мыса каменистый берег. Просто сказка… но не долгая…
На следующий день с утра подул ветер, на Онежском озере небольшое волнение.
Попили чайку, и стали решать, что делать дальше… Лежа на туристическом коврике у дерева Отец рассматривал карту, высматривая хорошие места в Заонежье. Я писал дневник. Из состояния задумчивости меня вывел вопрос Отца "Как ты говорил - Кажма ?"
Насчет д. Кажма - долгая история. В районе данного населенного пункта уже несколько лет делает лагерь мой двоюродный брат - Колян. Он много рассказывал о нем, и мы собирались к нему заехать, благо как я думал он был как раз сейчас в Карелии. Но толи много было выпито тогда, толи еще чего, но тогда название Кажма у меня ассоциировалось именно с восточным берегом Онежского, а не как с Заонежьем (Долго провел я времени ища данную деревню на карте Карелии). А вот сейчас ее нашли, и в голове как раз вспомнилось другое название, произнесенное братом - губа Святуха. Значим едем туда. На спидометре - 10500.Небольшие сборы и наш УАЗ едет дальше. Проезжая мимо берега и ребят с резиновой моторной лодкой мы замечаем московские номера, и я решаюсь познакомиться…

Вернувшись домой, Малыш стал молча перебирать мешки с золотым песком.
Наконец он разложил их на столе, сел на край скамьи и стал снимать мокасины.
- Семьдесят тысяч! - говорил он. - Это весит триста пятьдесят фунтов…
Смок, ты съел их сырыми, ты съел их живьем. И все же я знаю, что это сон!
Только во сне случаются такие замечательные вещи.
Но у меня нет ни малейшего желания проснуться.
Я надеюсь, что никогда не проснусь.
(с) Джек Лондон, "Смок Беллью"

Черт возьми, как это приятно… Именно в этот момент я понял, что живу не напрасно :). Когда я закуривая сигарету, подошел к лагерю москвичей и поздоровался с первым же попавшимся там человеком, кроме ответного приветствия меня внимательно оглядели…
Второй фразой мое нового собеседника стал вопрос "Вы авторушник ?". При этом он многозначительно оглядел мою авторушную майку…
- Да, я Талрус, конференция ваз-классика…, - и добавил немного тише, - Сайт Карелия 2000…
- О, мы знаем этот сайт, мы с ним ознакомились перед поездкой…
- Ну я… типо владелец, создатель и автор…, - нервно стряхивая пепел произнес я.
- ОООООООО !!!!!!! А мой сын тоже авторушник, счас я его разбужу…
Так я понял, что мой сайт все-таки нужен и даже необходим…

- А у вас есть божеское начало ?
- Я и есть бог !!!
(с) из кинофильма

Ну немного поболтав, рассказав друг другу последние новости, пожелав удачи и хорошей погоды, мы отправились дальше…
Дорога до Кажмы без эмоций. Дорога хорошая, асфальт…

В Кажме в магазине, купив очередную пачку сигарет спрашиваю, не знают ли они, есть ли поблизости туристы-москвичи. Продавщица махает рукой в сторону и уставшим голосом (значит не один спрашиваю) посылает на берег Онежского озера…
Зайдя за магазин вижу группу машин, среди которых было несколько LandRover`ов, Мерсов и др. крутых тачек. Рядом бедно стояли пару Газелей. Посередине этой тусовки стояла палатка, из которой раздавался звон стаканов. Понимая, что это не мой брат :), спрашиваю кто такие хоть ? Через трехэтажный мат и перегар мне было рассказано:
1) приехали крутые из Москвы, и уехали в озеро на кораблях !
2) приехавшие наняли местных, следить за машинами, и выдали авансом пару ящиков горилки…
3) уезжая, пообещали перестрелять всех, если кто-то что-то открутит от авто…
Наклеек авто.ру на машинах не обнаружено :)
Расспросы местных уводят нас немного дальше деревни, в сторону покосов. Подъезжая к покосам, вспоминаю, что рассказывал мне брат и вот мы уже примерно на том месте, где вроде долен быть Колян. Дорога упирается в забор небольшого крестьянского хозяйства. Здороваюсь с хозяйкой усадьбы, спрашиваю о своем брате… После описания тех, кого я ищу, мне был выдана информация "были, жили… уехали". Мы опоздали на 4 дня :(. Подходит Отец и в тоже время появляется хозяин усадьбы.

- У меня предчувствие, - проворчал он.
- Да, да, у меня предчувствие.
Сказал бы я тебе, да ты слушать не станешь…
(с) Джек Лондон, "Смок Беллью"

Мир тесен… на сколько ? Мне иногда кажется, что мира и нет… матрица одна…
Одним словом, хозяин усадьбы, местных фермер, оказался знакомый Отца. Когда-то они встречались, лет 15-20 назад. Вот такие дела.
Любезно приняв приглашение, въезжаем на участок фермеров и решаем здесь переночевать. Палатку ставим за забором, на красивой лужайке, между горками камней. В это время прошел небольшой дождь, и немного похолодало. Решаем немного порыбачив, используя при этом лодку фермера, которую он также любезно предложил при предыдущем разговоре.
Как я раньше рассказывал, сумка с рыболовным снаряжением осталось дома, и Отец поделился со мной блесенкой "мепсом".

Губа "Святуха" оказалась неглубокая, почти все берега в этом районе заросшие травой, что сильно мешало использовать спиннинг. Долго и безуспешно побросав спиннинги по пятачкам между травой, выезжаем на каменистый мыс, где вроде кроме тростника больше не чего нет. Пара забросов и вот маленький окунек… Первая рыба :). Затем еще пару забросов и вот удар почти у лодки (вел блесну с глубины на мыс). Аккуратно вытягиваю, и вот в подсачике трепещется щучка. Небольшая, но на глаз кило есть… Вот и уха :).
После этого полная тишина. Поездили еще часик по губе - у отца вроде был окунек, но сорвался.
Вечером сварили уху и с удовольствием поели ее под тишину белой ночи Русского Севера.

Понедельник, 23 июня

Ночью прошел небольшой дождик и дул сильный ветер (палатку немного покачало). Утром на скорую руку позавтракали и начали собираться в дорогу.

- Стреляйте! - сказал Малыш, поднимая топор.
- Наконец-то мне представился случай раскроить вам череп.
Начинайте увеселение. (с) Джек Лондон, "Смок Беллью"

Как только мы собрали палатку и перенесли ее в машину, на место нашей стоянке появилось стадо коров (вот если мы опоздали бы на пару минут :) ).
Места тут хорошие, есть площадки для отличных стоянок. Единственное "НО" - это коровы (кажется тут их много) и отсутствие песочных пляжей :(. Зато есть добрые фермеры (можно прикупить натурального продукта), и возможность проката лодки (хотя денег за это они не хотят брать :) ). И вот, еще - баня есть (предлагали :) ).
Зовут фермеров - Петр Иванович и Валентина Михайловна. Все это называется д.Бережная (хотя этого названия не где не указано).
Попрощавшись с гостеприимными фермерами оправляемся дальше…
Обратная дорога до Медвежьегорска за эти 2 дня не изменилась :). Едем по восточному берегу Онежского. Появилась новая АЗС в Пиндушах (но не на трассе, а в стороне - по указателям). А вот в Повенце больше нет АЗС (все снесено…). Дорога до Повенца - асфальт, переезд через Беломорканал без проблем (кстати, финны до сюда только и дошли - дальше их не пустили - чему свидетельствует памятник с пушкой). Далее дорога на ремонте (20 км ремонта). Отвратительное место - куча строительной техники и постоянные однополосные прогоны (при этом знаков приоритета нет и приходиться на глазок определять чья машина покрепче и на это и рассчитывать - почему-то всегда выигрывают КАМАЗы :) ). Трасса вся в гравии/песке, доходит иногда даже до увязания авто и небольшой пробуксовки.

Челмужи…
Ж/д переезд, поворот на д. Пяльма - вот нам туда и надо ! (Сразу оговорюсь: есть поселок Пяльма - быв. Кодачи, вот там Мария не живет, а живет она в д. Пяльма, что стоит на реке Пяльма. К деревне ведет хорошая грунтовая дорога. На трассе есть указатели).
Въезжаем в деревню и у первого же дома замечаем УАЗ с "77" номерами. А вот и сама Мария, красящая крыльцо. А домик у них просто прелесть :).

На спидометре 10720.
Нас сразу окружает куча собак (после пересчета определяем 3 скотч-терьера, 1 черного терьера и 2 кошек). Кстати, вся живность черного цвета, и очень красивая, добрая и ласковая. Встретили нас радушно и быстренько усадили за стол, где обменялись новостями и затеяли долгий разговор. Кстати, я наконец лично познакомился с Андреем, чему был очень рад.

К Марии и Андрею на новое место жительства я приехал первый из всех компании К2000. А так они всех ждут, кто обещал…
Решаем переночевать в этом районе. Мария сходила с нами к берегу Онежского, где показала хорошие места для ночевки. Туда мы и отправились ближе к вечеру.

Ночевка прошла хорошо, если не считать вечерние беседы с местными косцами, которым как я понял было скучно и они хотели затеяли долгую ночную беседу. Но благодаря выпавшей росы беседа была прервана и я все же завалился спать. Хотя беседа с местными не прошла бестолково - узнал много интересного.

Вторник, 24 июня

На утро обнаруживаем (точнее еще с вечера на это мне указал Андрей) подтекающий тосол из помпы (расшатался подшипник) и небольшой провис ремня генератора. Решаем не чего не трогать (и правильно поступили, как потом оказалось) и опять в дорогу.

Но проехать мимо наших друзей не получилось и вот опять мы в гостях у Марии. Аж прям стыдно - отрываем народ от повседневных забот :). Но завтрак был роскошный :).

До Пудожа дорога - отличный асфальт. При въезде в Пудож заливаемся на ТНК (боковой закончился на 10733). Заливаем 20-литовую канистру в резервный и на АЗС заливаем 50 в основной и снова наполняем канистру (манипуляции с канистрой обусловлены тем, что баки на УАЗе находятся с разных сторон и крутиться на площадке с колонками совсем не хочется). На спидометре - 10807. Время - 13:07.

В Пудоже съедаем по мороженому и уходим по небольшой, малозаметной стрелке на Каргополь. На небе появились совсем неприятные тучки.
До Кривец добрались нормально (дорога асфальт, потом хорошая грунтовка). После Кривез дорога начинается ухудшаться. Знаки "неровная дорога" и "ремонт" вызывают недобрые предчувствия. Так и оказалось. Дорога разбита полностью. Как я понял - Камазы возят гравий на строительство новой трассы (она иногда просматривается через лес с боку) и дорога по этому прекратила свое существования. Но ремонтные работы в разгаре - пару трелевочников с ревом укатывают бревна в дорогу - гатят. В тот же момент начинается сильный дождь, переходящий в ливень. Дорога превращается в полное г…. Включаю второй мост и медленно продвигаемся вперед. Иногда встречаются встречные машины. В большинство случаев это все те же Камазы, которые носятся на огромной скорости. Но есть и легковушки (особенно поразил иж-каблучок, который усердно продирался через всю эту грязь). Камазы носятся группами - наверно для того чтоб не сталкиваться друг с другом. Вообще я удивляюсь, как можно носится на такой огромной скорости по этим дорогам. Как только их потом из обочин не вытаскивают.

Ближе к Приречному дорога улучшается. Был встречен грейдер, который зачем-то всю грязь с обочины переносил на центр дороги и при этом постоянно закапывался в грунт и ломая дорогу вылезал обратно. Россию умом не понять :).

Водитель встречной фуры обрадовал нас, что дальше до Каргополя дорога намного лучше. А мы в свою очередь "обрадовали" его состоянием дороги которую мы прошли.

После Приречного начинается новая трасса. Хорошая грунтовка, покрытая гравием. Но и эту дорогу уже ремонтируют (как нам сказали строители - расширяют). Причина ремонта, по моему скоромному мнению - куча промоин насыпи ручьями. В некоторых местах от всех трассы остается только небольшая полоса по середине.

А все же приятно узнавать старые места, где прорывались в 1999 году. На этих местах уже идет хорошая грунтовка. А тогда мы тут совершали героический прорыв. А вот и граница Карелии и Архангельской области. Вот и знакомые зимник, уходящий немного в строну от новой трассы. Да, были времена…

- Вот что значит быть добрым малым, - проворчал однажды Кит.
- Побольше бы таких! - со слезами на глазах воскликнул О'Хара, пылко пожимая руку Кита
(с) Джек Лондон, "Смок Беллью"

Останавливаюсь для того чтоб сфотографировать. Ко мне подходит человек и просит закурить. Разговорились. Делимся впечатлениями от строительства. На мое сообщение, что был тут еще в 1999 году, меня ошарашивают фразой: "Знаю, помню…". Я в шоке… Мужичек договаривает: "Это же я тебя на тракторе вытаскивал…"
Мир тесен… или все это матрица ?

Еще раз высказав свою благодарность нашему давнишнему спасителю отправляемся дальше. Дорога по каргополью уже не такая широкая и прямая. Но все же это хорошая грунтовка.

А да, забыл совсем…
В районе Кривец, в сторон от дороги видели пару машин. Машины все в наклейках, какой-то пробег (что-то типа "Балтимор трофи ???").

Вот, а в каргополье мы были свидетелями еще одного пробега. Из поворота вылетает разноцветная баги, за ней нива и ЗИЛ-техничка. Вот, значим мы тут не одни :).
Дорога до Каргополя нормальная, где-то асфальт, где-то грунтовка, а где-то и плиты. С 1999 года почти без изменений. Единственное кажется, что асфальта побольше стало.

Каргополь. На спидометре - 10977.
Поплутали по городу в поисках ресторанчика. Нашли не сразу - но, увы, он на ремонте, работает только закусочная. Поели немного горячего и снова в путь.
В Каргополе, при выезде есть АЗС.
По дороге отливаем 5 литров Газели, спасая тем мужичка от безысходного состояния. В районе "Пески" (Ухта) - есть АЗС (по указателям в сторону от дороги), но цены московские.
Дорога Каргополь-Вологда мало изменилась со времен 1999 года. Сперва немного асфальта, затем хорошая грунтовка, вплоть до Кречетова. Единственное - есть следы строительства новой трассы и кажется кусочек уже в строю (не помню немного с 1999 года, может просто забыл что-то уже).

После Кречетова дорога ухудшается и в районе Солза совсем портится. Вроде без грязи (сухо, нет следов воды), но яма на яме. Как я понял дорога держится только (или он сам ее и разбил) на трелевочнике из Солза. В многих местах свежая гать из бревен, где-то огромные ямы.
Начинает вечереть, заканчивается пачка сигарет, начинается новая и принимается ехать дальше, сколько хватит сил (не очень интересно ночевать в районе лагеря строго заключения :(.
Нас обгоняет УАЗик на приличной скорости. Начинаю прибавлять газ, но следующая яма и вид улетающей вперед машины (на ней нет живого места) полностью отбивают желание гнать.
Дорога улучшается в районе Анциферовского. В районе полночи мы приближаемся к Прокшино и выходим на уже знакомую трассу. Особые впечатления - ночная поездка по пыльной трассе - классные ощущения (прям как в глубине океана). Особенно сильно при этом помогла фара-поисковик, находящая на крыше нашей машины - как третья фара отлично работает :). Выходим на асфальт (за наше отсутствие был сдан в строй еще один участок новой дороги). Огромные эмоциональные впечатления о ночной поездке по новой трассе. Очень красиво выглядят светоотражающие столбики, стоящие по всех дороге и подобные светоотражающие перила на всех мостах. Красота неописуемая, словно едешь не в машине, а летишь в космическом корабле (вот что значит влияние видеофильмов).
Попытки найти в темноте место для ночевки заканчиваются остановкой на развилке перед Липин Бором. Там и остаемся на ночь, перед АЗС и брошенным постом ДПС. Ночуем вместе с другими машинами. Спим в кунге.
На спидометре 11171. Время - 01:17.
На этот раз прохладная ночь сыграла свою роль - выспались отлично.

Среда, 25 июня

С утра немного поразмыслив решили не заправляться на АЗС (слишком большие цены - московские прям)… Заливаем в бак канистру…
Залитые 20 литров кончаются на 11309, прям у въезда на АЗС. Заливаемся на АЗС возле поворота на Кубинку. 50 литров в основной и 20 в канистру.

В Вологде разобрались легко. После города поели в кафе, а потом заехали в лес в районе "Любим 25" :). Кстати, хорошая площадка для отдыха. На спидометре 1439.

Выезжаем в сторону дома в 15:50.

В Ярославль попадаем в самый час пик. Немного поплутали, но выехали правильно. В Ростове были в 18:40. На спидометре - 11591. Съели по мороженому возле ж/д вокзала.

А вот и дом…
На спидометре 11623. В салоне 4 канистры полные с бензином. В основном баке на "0".
Приехали…

Послесловие…

Машина проехала в общей сложности - 2365 км.
Было испито ей бензина - примерно 340 литров.
Средний расход - примерно 14,5 литров / 100 км (круто :) для УАЗика это просто копейки).
Длительность поездки - чуть меньше 7 суток

Повреждения авто (выяснилось во время технического осмотра и ремонта)
1) Сорван болт крепления генератора, вот почему немного провис ремень и по этому же я был прав, что не полез чинить во время поездки - еле вытащили остатки болта потом.
2) Произведена замена подшипников помпы (один подшипник был в "хорошем" состоянии).
3) Разболтались все крепления (для УАЗика это стандартно - все было протянуто).
Вот и все…

© Алексей Агальцов [TALRUS] 2001

наверх


Рейтинг Rambler's Top100