[ Kozel-UAZ.Ru. Главная страница ] [ Отзывы и предложения ]

[ Лирика УАЗ ] [ Вторая часть ]

Алтай. Часть 1
© Сергей Беспалов [Капитан Смоллетт]



Небольшое предисловие.

Вообще-то я собирался в Монголию.

И даже подумывал напросится в экспедицию к А.А. Трушникову. Но по некоторым семейным обстоятельствам и по ряду других ряду причин от этой затеи, к сожалению, пришлось отказаться. Вот эти причины. По всему маршруту до Монголии, в основном на Алтае у меня родственники и друзья, которых очень хотелось повидать, и проехать мимо просто нереально. Время моего отпуска не совпадало с экспедицией Off-Road клуба. Места, в которых я хотел в Монголии побывать (и планирую) не совпадали с маршрутом экспедиции.

Подумав, я решил разбить свое путешествие на два этапа: в этом году проехаться по Алтаю, посетив друзей и родных, а также место своего рождения, а на следующий год рвануть прямиком в Монголию.

Выехали из Москвы 16 сентября в 7 часов вдвоем с женой-штурманом. Заехали в Красноар-мейск за третьим членом экипажа - моей мамой, она, неожиданно, узнав о моих алтайских пла-нах, тоже решила поехать. По бетонке спустились до Ногинска и взяли курс на Нижний Новго-род. Дорога хорошая, машина весело бежит, душа поет - красота. Сколько ждал этого момента и наконец, вот она - ДОРОГА.

В первый день проехали чуть больше 800 км. Удивился расходу топлива: 12,4 по компьютеру. Прикинул от заправки к заправке. Похоже! Потом вспомнил, что перед поездкой сменил воздушный фильтр. Решил делать это почаще.

Заночевали в Казани у знакомых. Утром, полюбовавшись Казанским кремлем с трудом выбрались из города и взяли курс на Ижевск.

Алтай

Первая потеря - от тряски отвалился оранжевый рассеиватель переднего левого поворотника. В Ижевске купил оранжевую лампочку и вставил ее вместо белой, стало почти незаметно, что нет стеклышка. Вообще Ижевск нам понравился. Проехали в тот день немного, около 500 км, и решили устраиваться на ночлег. Алтай

Используя преимущества полного привода, съехали с трассы подальше, выбрали понравившийся лесок, поставили палатку. Водитель принял честно заработанные боевые 100 грамм. Впрочем, остальные члены экипажа тоже не отказались. Эх, как хорошо спится в тишине на свежем воздухе! Утром поздравили мою жену с днем рождения, вручили заранее припрятанные подарки. Отложив основные празднества на вечер, все-таки хорошо позавтракали и в путь.

К полудню въехали в Пермь. Заехали на рынок, купили продуктов. В Пермской области мы планировали найти место, где в 1959 году был поселок Дальний Перм-Сергинского района. В этом поселке родилась моя жена, но никогда позже не была. На сайте Пермской области мне ответили, что такой поселок больше не существует, а район сейчас называется Кунгурским. Конечно, здорово было бы в день рождения побывать на месте, где ты родился. Но нам не повезло, никаких сведений о поселке мы найти не смогли и, посовещавшись, поехали дальше.

Алтай Погода испортилась, и пошел дождь. На прощание сфотографировались у стелы на въезде в Кунгур и, пообещав вернуться и найти бывший леспромхоз, двинулись в сторону Екатеринбур-га.

Купленные разносолы не давали покоя, и праздничный вечер решили начать пораньше. Пробег в это день еще меньше, чем накануне - 450 км. Алтай

Зато вечер удался. "Набор автотуриста" (походный столик и 4 стульчика) ломился от яств, тосты произносились один за другим, шашлыки на ивовых прутиках (шампуры забыли в гараже) были просто великолепны.

Все и особенно именинница остались весьма довольны. Вечером облака разошлись, и небо буквально "вызвездило". Красотища!!!

На следующий день, несмотря на то, что тронулись не слишком рано, доехали до Тюмени. Спохватились, что не заметили, как пересели границу Европы и Азии. Решили на обратном пути не зевать и обязательно эту границу отметить.

Удивила цена бензина в нефтяном крае. Дороже, чем в Москве. Впрочем, в дальнейшем я перестал удивляться. Самый дорогой 92-й оказался в Мордовии (15.50), затем Алтайский край и Тюмень. Дешевле других в Нижегородской и Ульяновской областях. Бензиновое ценообразование в стране умом не понять. Ну ладно в Москве и Тюмени народ побогаче, могут себе позволить: Но на Алтае с их зарплатой, цена 15 р. за литр - кощунство.

В Тюмени попытался купить немного полосатых палочек. Первый раз, когда ехал по объездной дороге сотню под знак 80. Останавливает, вежливо так, мол, нарушаете. Согласен, говорю ему также вежливо, но у нас в Москве на объездной можно сотню, а ваша дорога еще лучше, даже не заметил, как машина разогналась. Отпустил с миром. Совсем как в "Джентльменах удачи": "Вежливость - главное оружие:" Второй раз, выезжаю из красивой утренней, еще спящей в свете фонарей, Тюмени. Недалеко от офиса ТНК перекресток со светофором. Мне красный. На перекрестке в центре регулировщик. Стоит ко мне боком, руки опущены. Притормаживаю на красный, смотрю на регулировщика, он на меня. Ну, думаю, может сломался светофор, других машин нет, еду дальше на красный. Гаишник возмущенно машет палочкой. Останавливаюсь, выхожу и сразу цитирую ПДД: "Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки. А если у регулировщика руки вытянуты в стороны или опущены, то со стороны левого и правого бока разрешено движение прямо и направо:".

Пауза. Потом говорит: "Вообще-то я не регулирую, а смотрю, кого бы остановить. И руки у меня не опущены, а в карманах". "Ну извините, - говорю - не заметил, да и про карманы в правилах ничего не написано". "Всего доброго, счастливого пути!". Даже документы не спросил. Вот такие душевные дорожные стражи в Тюмени. Тронулся, поехал, смотрю в зеркало: ушел с центра перекрестка, встал на тротуар. Счастливой охоты! На трассе Тюмень - Омск встретили туманный рассвет.

Алтай Алтай

Проехали Омск. Позвонил Roman!-у, не застал. Ну ладно, позвоню на обратном пути.

Трасса Омск - Новосибирск ровная, как стрела, ни подъемов, ни поворотов. Да и покрытие в хорошем состоянии, можно ехать не напрягаясь, лишь бы не заснуть. Красивые рощицы по сторонам, редкие населенные пункты.

До Новосибирска не доехали, заночевали невдалеке от трассы на живописной опушке.

Алтай

С утра было принято решение немного срезать. Под Барабинском свернули в сторону Здвинска, а от него по грейдеру до Купино, затем Карасук, еще немного размокшей грунтовки (включал передний мост) до Михайловки и мы в Алтайском крае.

Алтай встретил нас бескрайними Кулундинскими степями. Не помню, чтобы я раньше видел такую, ровную как стол, местность. Лишь лесопосадки скрывают горизонт.

Алтай

Алтай

Если вы думаете, что Орлеан - это во Франции, то ошибаетесь. Это место на Алтае, причем не очень большое, так как синий фон указателя говорит, что ехать по нему можно более 60 км/ч.

Цель дня - побывать в Завьялово, в месте, где родился я, и где после рождения ни разу не был. Добрались туда к вечеру, нашли районную больницу и роддом. Естественно, с тех времен все сильно изменилось. Во дворе больницы памятный знак. На месте барака-роддома двухэтажный кирпичный корпус. Заходим, представляемся. Маме показывают фотоальбом, в котором она узнает тот самый барак и медсестру. Нас приглашают на празднование 75-летия больницы, которое состоится 8 октября. С сожалением отказываемся. Очень душевные люди работают в Завьяловской районной больнице. Удачи им в их нелегком и очень важном труде!

Алтай Алтай Алтай

После Завьялова ищем 3 отделение зерносовхоза "Романовский", где в те годы поднимали целину мои родители. Уже в темноте находим. Знакомых конечно не осталось. Барак, как ни странно, сохранился, и в нем живет крестьянская семья. Еще в те годы такие щитовые домики считались временным жильем. Но чтоб почти полвека: Воистину, нет ничего более постоянного, чем временное!

Алтай

В свете фар фотографирую дорогу, по которой маму и меня в проекте везли в райцентр на лошадке в санях. Дорога с тех времен, похоже, тоже не изменилась! По такой дороге можно проехать или на лошадке или как минимум на УАЗике.

Несмотря на позднее время, решаем ехать до Рубцовска, там нас ждут родственники. Сейчас я думаю, что надо было переночевать, так как ленточные боры, одну из достопримечательностей Алтайского края (такие боры есть еще только в Канаде) проехали ночью и видели только в свете фар. Жалко! До Рубцовска добрались глубокой ночью, проехав в этот раз без малого 1000 км. Следующий день был посвящен прогулкам по городу, где прошли детство и юность моих родителей, и я тоже немного помнил, как приезжал в гости к бабушке. Да, деревья тогда точно были выше, а конфеты слаще.

В Рубцовске МТС не брал, купил сим-карту Би-лайн. Вообще Алтайский край и Республика Алтай в плане мобильной связи лоскутное одеяло: где-то МТС (Семинский перевал), где-то Би-лайн, мне показалось, что Би-лайна больше. Но вдоль всей трассы от Москвы до Новосибирска МТС брал исправно.

Заменил масло, съездил на мойку.

Погостив денек в Рубцовске, двинулись в сторону Бийска. Интересные дорожные указатели в Алтайском крае.

Алтай

Когда я увидел в первый раз "В ПОЛЕ", то подумал, что дорога ведет к населенному пункту "Вернее Поле", просто точку после "в" забыли поставить. Есть же в Москве "Верхние Поля", "Нижние Поля": Оказалось что В ПОЛЕ - это в поле. Не в Москву, Рубцовск или Бийск, а именно в поле, где растет пшеница или овес. Жаль конечно, что не было указателей В ЛЕС или В ГОРЫ.

Алтай

Вскоре случилась самая серьезная поломка за всю дорогу. Не доезжая километров 50 - 60 до Барнаула сработала звуковая сигнализация перегрева дубининского блока управления вентилятором. У меня два электровентилятора: один управляется плавно блоком Mastel-а (хорошая штука - рекомендую! Mastel - СПАСИБО). Если не хватает одного, то включается через дубининский блок второй вентилятор. Звуковой сигнализатор этого блока и не дал мне перегреть двигатель. Остановился, не глушу, открыл капот, оба вентилятора работают, тосол в расширительном бачке есть. Смотрю снизу - бежит от радиатора со стороны нижнего патрубка. Осторожно открываю крышку радиатора. Жидкости не видать. Беру канистру с водой, выливаю в радиатор литров 5. Температура падает, вентиляторы останавливаются. Глушу двигатель. Смотрю внимательней. Веселого мало. Отвалился по пайке нижний патрубок радиатора. Ослабляю хомут, вытаскиваю патрубок.

Остатки тосола с водой вытекают на землю.

Пытаюсь обойтись малой кровью. Ага! Холодная сварка ПОКСИПОЛ!- Нет Ничего Прочнее! Почти как ковбой из телевизора, достаю желтую коробочку. Насухо протираю патрубок и отверстие, готовлю зелье, смазываю, вставляю патрубок на место, затягиваю хомут. Честно жду для гарантии 20 мин (на коробке написано 10). Заливаю остатки воды, с замиранием сердца трогаюсь. Держит! Взгляды всего экипажа прикованы к указателю температуры. Увы, НетНи-чегоПрочнее продержался 7 км. Ковбой из рекламного ролика наверное канаву и то длиннее прокопал.

Алтай

Не даром говорят: "Ленивый два раза делает". Ладно, шутки в сторону. Снимаю радиатор, достаю паяльную лампу. Из медной выколотки и монтировки делаю экспресс-паяльник. В качестве флюса таблетки аспирина. Пока я паяю патрубок, остальные члены экипажа с ведром и канистрой в руках останавливают проходящие машины на предмет пополнения запасов воды.

Останавливается, наверно, каждый третий. Ребята из Кемерова на Жигулях отдали нам свой запас тосола, половину полторашки - большое им спасибо! Основную проблему с водой - 10 л решил водитель рейсового автобуса - профессионалы народ опытный: По записям штурмана ремонт задержал нас ровно на 3 часа. Поксипол в первый раз потребовал 40 мин.

Подъезжаем к Барнаулу. На въезде плакат. "Все для УАЗ" и адреса с телефонами. Чуть далее схема проезда по Барнаулу с названиями улиц. Как будто нас ждали! На всякий случай, а может с перепугу, решаю купить новый радиатор. Звоню, спрашиваю. Есть, отвечают, приезжайте. Через 20 мин. мы в симпатичном магазинчике. Внимательный и доброжелательный персонал, большой выбор. Приятно! Уазоводам Барнаула можно только позавидовать. Принесли все радиаторы. Выбрал. Купил еще тосола и два белых передних поворотника, немодные рыжие уже не выпускают.

На выезде из Барнаула в первый и последний раз проехались по платной дороге. Честно говоря, разницу между платной и бесплатной дорогой я не ощутил.

Засветло приехали в Бийск, завалились к друзьям. Радость встречи, застолье, наши женщины даже слезу уронили - не виделись 15 лет. На следующий день предприняли экскурсию по Бийску.

Алтай Алтай Алтай

Есть, что посмотреть - старинный купеческий город.

Маленькая деталь: в Успенском Соборе возле входа две большие печи. Сибирь, однако.

В следующие дни нас ожидала спланированная товарищем поездка в Горный Алтай.

Алтай

Выехали днем. Дорога постепенно втягивается в горы. Пейзажи заметно оживляются. Часто останавливаемся полюбоваться и сфотографироваться.

Набираем воды у святого источника. Чтобы задобрить духов, повязываем на дерево ленточки чистой материи. Когда почти стемнело, поднялись на Семинскй перевал.

Алтай

Идет снег. Фотографируемся у стелы. В свете вспышки снежинки похожи на огромные снежки.

Через час въезжаем в Онгудай - районный центр Республики Алтай. Нас уже давно ждут, застолье, баня, все дела...
[ Вторая часть ]

наверх


Рейтинг Rambler's Top100