[ Kozel-UAZ.Ru. Главная страница ] [ Отзывы и предложения ]

[ Назад... ] [ Лирика УАЗ ]

Несостоявшаяся поездка на Алтай.. Часть 3
© Асямолов Александр [assiam]



Глава третья.

морда уже откопана, состояние работы бобрами Дислокация была такова: левая сторона упиралась в противоположный берег канавки (примерно метр глубиной и 1.5 шириной), правая просто висела в воздухе, и под колесом вполне можно было бы пройти на четвереньках, кабы внизу не тек пресловутый ручеек. Как можно было не заметить?! Правда, трава вокруг очень густая, скотина. Начинает вечереть. После обсуждения вкапываем в землю бревно, сантиметров 30 диаметром, добиваем кувалдой, засыпаем и, зацепив за него трос и используя "Джек" как лебедку, пробуем вытащиться. Мягкая, торфянистая почва с удовольствием раздвигается перед бревном, лишь едва натягивая трос. Попытки поднять морду тоже не венчаются успехом, и приходиться уже почти в темноте разбивать лагерь в 200 метрах от цели. С утра, приняв озверин, начинаю откапывать морду. Земля мягчайшая, но корни!!! ГОСПОДА, ПЕРЕД ОТПУСКОМ ТОЧИТЕ ЛОПАТЫ!!! Во общем, за час, лопатой, топором и универсальным инструментом (типа "твою мать") морда откапывается достаточно, чтобы можно было положить подготовленное бревно с выдолбленкой под "Джека", и мы начинаем работать бобрами. Через 2 часа практически без проблем выкатываемся назад. Еще полчаса такой же интеллектуальной работы - и мы просто засыпали канаву бревнами, палками, веточками и т.п., а еще через 15 минут мы на месте.

Сказка!!! Вот в таких местах и ловят хариусов. Вот они, сидят за камушками прямо рядом с палаткой. А горы!!! Прямо напротив виднелись скалы батюшки Урала. Кра-со-та!!!

Отрезвление стало появляться к вечеру, когда за весь день не было ни одной поклевки. На следующий день все повторилось в точности: .

Ну что ж, мы не гордые, можем и в другом месте половить, тем более что нам рекомендовали съездить на Лемезу, а там и хариус, и форель, и таймень. Снимаемся, день дороги, правда, под дождем. Дорога для УАЗки проблем не представляет, но получаешь наслаждение, и от видов, раскрывающихся вокруг, и от бродов, подъемов, несложных, но приятных грязевых ванн в колее.

Решив не рисковать прорываться по вечеру далеко, встаем на очаровательной поляне, живописно украшенной стогом сена. Дождь кончился, палатка, примус, костерок (комплект сухих дров мы всегда берем с собой для быстрой растопки), и через минут 40 самый нетерпеливый уже разматывает спиннинг. Заброс, другой, третий... Мы начинаем скептически наблюдать за его бесплодными попытками, и, вдруг, ЕСТЬ. Первый хариус. Пусть уже стемнело, мы и с закрытыми глазами уже видели сквозь воду, где сидит хариус, а где спряталась торпеда форели. А вон там, за поворотом, в омуточке, и сам Таймень ждет наших блесен и червяков. Вскрытие хариуса подтвердило самые радужные надежды - он ест все подряд, т.е. не надо мучаться с подбором лакомства.

Подскочив с утра, бодро закусили кашу уже готовым вчерашним уловом. Мы еще не знали, что съели ЕДИНСТВЕННУЮ рыбу за всю поездку. Уже на обратном пути, подсчитав расходы и соотнеся их на вес несчастного хариуса, я получил более 2000$ (две тысячи У.Е.) за килограмм. Да такую рыбу надо вкушать, бережно отщипывая по кусочку, и, нежно переворачивая его во рту, ждать, пока сочное мясо само растает в потоках слюны!!! Но мы этого не знали, поэтому просто схомячили бедную рыбу и вперед-вперед, вперед...

К середине второго дня, поняв с рыбалкой надо завязывать, мы решили организовать охоту за фотографиями, благо потрясающих пейзажей вокруг было предостаточно, а погода продолжала благоволить, щедро посылая солнечные лучи на окрашенные буквально всеми оттенками цветов склоны гор. Осень, однако! Пока мы дошли до первых намеченных для съемки мест набежали облачка, создавая причудливую картину полосатости на объектах съемки. Ругнувшись, пошли дальше. Больше солнца мы не видели... Нет, оно появлялось, но освещало либо не то, что надо, либо только маленький кусочек, либо тогда, когда мы еще не успели подойти. Прождав более часа, пока светило заглянет в облюбованное нами ущелье, и, убедившись, что когда оно "довернет", что бы осветить все вдоль, оно как раз сядет за горушку (еще вчера оно успевало!), пошли в обратный путь.

Утро встретило "бодрой" прохладой, побелевшей травой и добрым куском льда вместо оставленного накануне в кружке чая.

Пора сматывать, да и жену пора отправлять домой.

Краткие моменты обратной дороги до Уфы.

Дорога, потрясающая по открывающимся видам, леса, скалы, распадки и лощины, хотелось смотреть только по сторонам, увы, приходилось смотреть на дорогу, т.к. через 5 км от лагеря поймали очередной гвоздь, а машину с резиной разного рисунка и типа (запаска-то уже была другая!) колбасит очень сильно. Внезапно стал перегреваться двигатель. Включив вентилятор на принудиловку (у меня электрический) еле удерживал температуру в районе 95. На всякий случай заглядываю под капот - вся нижняя часть двигателя в масле! Причину нахожу удивительно быстро, не успев выговорить всего, что пришло в голову - запасная канистра, всегда живущая рядом с фарой под капотом, продырявилась, и медленно вытекающее масло тонким слоем покрыло все, куда задувал воздух. С температурой проблема решилась сразу за перевалом, при первом резком торможении - просто врет датчик температуры (при резком торможении он начинает показывать правду). Вот ведь скотина, менял тысяч 5 назад!!!

Возвращались в Уфу мы другой дорогой, обозначенной на карте тонким пунктиром, а на деле превратившуюся в прекрасную асфальтированную магистраль, уже успевшую местами подлататься.

Отступление Создалось ощущение, что за последние годы с картами ситуация сильно ухудшилась. Раньше трудно было найти карту, но уж если нашел, то со здравой долей скептицизма по ней можно ориентироваться. Сейчас карты есть, но реальная обстановка на них нанесена того же начала 80-х. А новых дорог построили уйму, старых прикрыли тоже. Сколько раз за поездку, уткнувшись в разобранный или развалившийся мост на довольно-таки крупном проселке, приходилось возвращаться и искать объезд!

В Уфе впервые крупно повезло, последний поезд на Москву опаздывал более чем на час, и мы успели не только посадить на него супругу, но даже принести ей ее вещи. С ее вещами уехала заначка коньяка...

И так, на Волгу. Едем до Самары, покупаем карты, находим место, ловим рыбу, заскакиваем в Ульяновск (один из нас прожил там лет 10).

Въезжаем в Самару и пытаемся найти магазин с картами. Где продают игральные - люди знают, а вот про другие, похоже, просто не слышали. С грехом пополам находим точку, но там только Самарская область, других нет. (Для информации - это на автовокзале, на первом этаже). При попытке найти книжный магазин, который нам рекомендовали, сворачиваю явно не туда, и, приняв озверин, разворачиваюсь через сплошную.
Не надо говорить, вот, мол, москвичи, хамят на дорогах везде. Проведя за рулем почти всю поездку, могу однозначно сказать: Нижний и Уфа, Самара, чуть меньше Челны - везде поведение на дорогах примерно такое же, как и в Москве. Просто в этих городах машин меньше, поэтому и необходимость "хамить" возникает реже.

Короче, вылетаю на бордюр и глохну, наполовину перекрыв движение. Попытки завестись неудачны. Откатываюсь назад, и, двигаясь на стартере, практически сгоняю с места стоящего впереди москвиченка, становясь у бордюра. Москвиченок недовольно урчит двигателем и уезжает, а я с удивлением вижу милицейскую окраску на его бортах.

Неисправность находится быстро, но неожиданно - предохранитель. Впервые за 50 тыс., как поставил ножевые от волги!

Других карт нет, и мы отправляемся в Тольятти, что бы перебраться на другую сторону Волги.

ГОСПОДА, ВНИМАТЕЛЬНО СМОТРИТЕ ДАЖЕ НА САМЫЕ НЕВЗРАЧНЫЕ ПЛАКАТЫ НА ДОРОГЕ. Как местные уже поняли, только в Тольятти мы узнали, что через Волгу пускают только местных (мост на ремонте), а остальным советуют, и весьма убедительно, прокатиться до Саратова. Но мы идем своим путем, и через Димитровград въезжаем в Ульяновск. Родина нашего козлика встречает нас дождем с приличным ветром, удивительно корректным поведением на дороге и многокилометровой очередью перед мостом. В Ульяновске продают карты только Ульяновской области, но мы на это и рассчитывали, поэтому уже скоро мчимся к намеченной точке на берегу реки, точнее, моря (ширина не менее 12 км) на север от города. Ах, почему мы не обратили внимания, что выбранное место находится уже в Татарстане?! Приезжаем к точке отворота с трассы. Спрашиваем у местных, как проехать к реке. Ох, эти расспросы!!! Не могу удержаться, что не поязвить на эту тему.

Отступление о расспросах местных.
Те, кто с этим сталкивался, поймут мои эмоции, те, кто нет, возможно почерпнут полезную информацию. В сельской местности объяснять не умеют, но не надейтесь, что в городах объясняют лучше. Может и это и так, но и ориентироваться сложнее. Про проведении "допроса" местного аборигена вопрос надо формулировать предельно просто и полно, не надейтесь, что что-то само собой подразумевается. Также важно не дать ему (опрашиваемому) уйти в сторону в своих объяснениях. Поясняю на примере
- Скажите, есть поблизости магазин автозапчасти?
Подразумеваю, что если есть, мне объяснят как пройти.
Ответ:
- Есть, и автозапчасти есть, и хозтовары есть. Хорошие хозтовары, там люстр много, и инструмент садовый есть. А если от них чуть налево пройти, ну мимо ларька с Колько-пьянчужкой, там продуктовый магазин.

Выпытывая как добраться, требуйте "указать пальцем", назвать улицу, остановку, и не верьте заявлениям, типа "это там все знают".
Еще пример (мне объясняют дорогу до магазина)
"Ну, это, значит, на любом троллейбусе, ну, как второй мост переедешь, что, сколько остановок? Ну, э-э-э, там близко. Во общем, справа увидишь высокое здание, оно, правда, за деревьями спрятано, нет, номер не знаю, там общежитие женское, все знают, за ним и магазин".
Надо ли говорить, что из трех троллейбусов туда шел только один, выходить надо было до а не после моста, а что там женское общежитие не знал никто, включая продавцов!

Совать карту бессмысленно вообще. После долгих поисков исходной точки, всегда пальцем, который в масштабе карты накрывает несколько кв. км, (взять палочку, спичку или ручку нельзя!) пытаются провести линию, огибающую все лужи и ямы на дороге, но обычно в противоположном от реального направлении.

Я так понял, что надо ориентироваться на интонации, жесты, а далее, путем перекрестного допроса и здравого смысла добиваться нужного ответа. Даже если вам говорят что другой дороги нет, но она вам нужна, верьте себе, продолжайте допрос и правда с удачей восторжествует. Чуть позже того момента, где я остановил повествование, я 20 мин допрашивал бабушку, утверждавшую, что иной дороги, чем мы приехали сюда - нет.
Сдалась-таки, старая, указала-таки объезд, в конце концов! Мне иногда кажется, что самый популярный в народе герой - Сусанин, и все от мала до велика стремятся хоть в чем-то повторить его подвиг. :))

Ну-с, таки получив невнятные ответы, сопровождаемые широкими взмахами рук, которые должны были направить нас на путь истинный, но говорили только о широте души, мы бодро ринулись искать подъезд к воде. Одна лесовозная дорога сменяла другую, но настойчивость восторжествовала - и вот, у подножья холма, где мы находимся, плещут холодные волны Волги. Начинаем спуск. Первая пониженная, газ сброшен, только руль. Я начинаю понимать, что не прав, ведь обратно тоже здесь ехать. Спустившись и выйдя из машины первое что делаем - падаем. То, что принял за гальку, оказалось первосортной глиной. Осмотр места поверг в уныние - в хорошую погоду ничего, но при таком ветре, да в дождь, который снова пошел - о рыбалке можно забыть. Ладно, рвем когти на Суру (запасной вариант). Подойдя к автомобилю, я честно предложил ребятам идти пешком. Поясняю. Уклон я оцениваю гр.15-20, высота - метров 50-100, все в глине, а уже идет дождь, слева откос гр. 45, справа канавка, местами 40 см, местами 1.5 метра. На колесах сантиметра 2 глины. Машина сползает в сторону малейшего уклона. Честно скажу, так страшно за рулем мне не было никогда. Ребята настояли, что кувыркаться будем втроем, и мы поехали. В какой-то момент машина остановилась, но все-таки выползла. Может не зря я ставил дифы от БТРа? Выползли, и быстрее обратно. Быстро не получается - чернозем, это еще похлеще глины, ветер просто завывает в дырах моего старичка, давая прочувствовать что дождь усиливается. Даже на второй передаче УАЗик предпочитает двигаться боком. Доезжаем до мостика через речушку и понимаем, что не проедим. Малейшее движение в сторону моста и машина ползет в реку.
Татарстан, мать его!. Возвращаемся до хутора, и я начинаю допытывать бабулю, о чем уже писал. Ползем дальше по чернозему. Перестает работать "карлсон" - при сборке плохо воткнули разъем - оплавился и замкнул. Поправляю, но через 1 км снова кипим - сгорел предохранитель, запасного уже нет. Ставлю жучек из клеммы от тестера.

Все, выползли.

Обед в кафе в обществе мирно беседующих за баклажкой пива местных рэкетиров. Стоянка. При парковке водитель умудряется о дерево вдавить задний фонарь в крыло, порвав железо, но стекло цело - ерунда. День закончился.

Описывать поиски и саму стоянку на Суре после пережитого просто неинтересно, ну покуролесили, ну посидели в грязи на двух мостах, ну в колею от Беларуси провалились - обыденно!!! : )))

Хотя место потрясающее, в июне следующего года обязательно наведаемся, да и на рыбе надо отыграться.

А теперь выводы и описания.

Краткое описание машины. 31512, "колхозные" мосты, задний с самоблокировкой, двигатель 410, бензин 92, спецподготовки нет.

Полный набор ключей, тестер, топор, пила, лопата, фармджек, запасная катушка, трамблер, справочник. Запас масла, тормозухи, воды - на одну полную заправку.

Конечно, неплохо иметь лебедку, бензопилу. Но без этого обойтись можно, (не соревнования же, не так критично время). А вот без "Джека" я больше не ногой, даже за грибами. Очень желательно для "Джека" сразу брать кусок толстой доски, что бы не морочиться в лесу. Очень желательно иметь длинный трос, хотя бы метров 30.

Неожиданный (для меня) вывод по двигателю. Для дальних путешествий, тем более в одну машину, оптимально старый добрый 402. Пока еще можно найти запчасти в любой деревне, а по ремонтопригодности он лучше. Случись поломка подобная нашей на современном - это замена двигателя, а случись наша на несколько тысяч дальше - в лучшем случае поехали бы на трех цилиндрах. (В процессе поисков я уже сам прикидывал, как это лучше сделать)

При движении по лесу всегда впереди должен идти человек, и указывать на ВСЕ, даже прекрасно видимые препятствия.

Предохранителей и т.д брать пачками, даже если они никогда не перегорают по обычной жизни.

По деньгам. Нам ремонт обошелся примерно в 8000 на запчасти, 1000 на автобусы/такси, 1200 на гостиницы, еще сколько-то на продукты, которые покупали в городе.

Расход бензина. Общий расход бензина не подсчитывался. Трижды проводился замер "от бака до бака". Результаты таковы: дважды замер проводился по трассе - расход в районе 12.5+/-0.1, даже когда на заправке в меня умудрялись залить 39.5л.

Скоростной режим - крейсерская 90-100, средняя за день - 70-75 км/ч. Третий раз расход составил 15.6, но 40-50 км мы месили откровенную грязь под Ульяновском.

Кстати о бензине.
Я ползаю на 92-м, но все-таки.
Самый дешевый - в Самарской обл., до 7.70, обычно 8 - 8.30.
Самый дорогой - в Мордовии - 9.70 - 9.90.
Самая стабильная цена в Башкирии - строго 9.60.
Бензин есть везде и очень часто, максимум через 80 км, обычно 30-40.
Практически каждый день по несколько раз попадались на глаза газовые заправки, правда работают ли они - не смотрел.

И САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВЫВОД - в любой ситуации есть выход, может не тот которого хочется, но он есть, так что главное - не сдаваться и не унывать.
А отпуском мы очень довольны, хотя первую неделю и жаль немного.
Вроде все.
Спасибо за внимание.
Асямолов Александр

Вместо послесловия. Получив предложение разместить это описание на УАЗбуке, я решил чуть причесать его, и, самое главное, вставить фотографии.
Из 7 пленок, сданных в проявку, осталось, дай бог, пяток фотографий, остальные оказались безнадежно засвечены. :((.
Это СУДЬБА.

наверх


Рейтинг Rambler's Top100