Kozel-UAZ.Ru, почти все об автомобилях УАЗАвтомобили УАЗ: Клуб УАЗоводов, Фотогалерея, Форум УАЗ, библиотека, каталог УАЗ
4x4sport
Kozel-UAZ.Ru, почти все об автомобилях УАЗ
Поиск Яндексом

[ Лирика УАЗ ]
Форекс. Forex. Дилинговый центр FOREX MMCIS group

От Черного до Белого или Крым-Кольский 2009
© Парчелли Александр

Вариантов о том, как люди проводят свой отпуск, существуют десятки, а может и сотни. Все эти варианты обоснованы, и в той или иной мере, и отражают наше с вами отношение к проведению своего свободного времени, или как сейчас принято называть, досуга. Одни валяются на пляже, не думая ни о чем, и ничего не делая, другие катаются на велосипедах или горных лыжах, третьи едут на дачу полоть грядки или просто, копаться в земле. Всегда есть много способов провести время с пользой и толком;
для своего огорода, и сада ухаживая за ним.
для своего тела, занимаясь физическими нагрузками, или просто матрасничая на пляже. Словом, у каждого есть свои определяющие черты для проведения отпуска.

Для нас с женой такой определяющей чертой стал УАЗ-Патриот, уже давно превратившийся из банальной семейной машины, в надежного друга и соратника, в наших близких и дальних походах или просто выездах на природу, как только представляется на то свободная минутка.

Кто – то из мудрых сказал. «Настоящий путешественник не имеет ни конечной цели, ни направления своего маршрута». Поэтому размышления на тему «куда поехать?» у нас тоже не заняли много времени, просто обстоятельства сложились таким образом, что появилась возможность посетить Кольский полуостров. Ну, Кольский так Кольский!. Карелия и Заполярье не самые плохие места для проведения свободного времени. Поехали!

Еще во время подготовки к путешествию, собирая вещи и подготавливая машину, я накачал из инета кучу информации, начиная от погодных условий в данном регионе в определенное время года и заканчивая боевыми действиями во Вторую мировую. Народу там побывало немало, каждый вынес оттуда какие-то свои впечатления, выводы и мнения. О дорогах и климате, об условиях ночевок, о тропинках с проселками пронизывающих невидимыми нитками тайгу на полуострове. Ну и, наконец,  об опасностях встречающихся или могущих встретится на маршруте. Забегая немного вперед можно смело заявить, да поездка была  не гладкая были ситуации когда приходилось напрягаться, и порой нервничать, но как выразился один из людей побывавших на Кольском и описавшим свои похождения, и  я с ним не могу не согласится.,,,,,, единственная опасность серьезно угрожающая человеку на Кольском состоит в угрозе свернуть себе шею крутя головой по сторонам  ошеломленным красотой окружающей тебя природы.

Выехали мы ближе к вечеру в 16.00 и к утру были уже на границе. Ценное наблюдение- второй год, проходя границу ранним утром, проходим ее за сорок минут в силу того, что под утро сказывается прошедшая ночь, ожидание скорой смены и  сонливое состояние которое свойственно человеку в это время суток. Поэтому служебного рвения никто не проявляет, и мы отделываемся ответами на шаблонные вопросы типа наркотики оружие и т.д. Вещи, которые сложены в машине, ни кто не проверяет.

Потратив минут сорок, мы пересекли границу и, отдохнув около часа, тронулись в путь. Итак, первая часть нашего путешествия была закончена. Меньше чем за 27 часов, достигаем Москвы, где и останавливаемся на 5 дней для окончательной подготовки.
Нужно было поставить лебедку, шноркель и закупить продуктов на предстоящую дорогу. Отдельно хотелось бы отметить мой личный рекорд пребывания в магазине. При закупке продуктов я провел в магазине 3.5 часа, три раза выезжая на стоянку с полной тачкой, разгружался и возвращался обратно.

Одна из пробок на МКАДеСледующий этап намечался на вечер четверга, хотелось выскочить из Москвы до того как все начнут в пятницу разъезжаться на дачи, создавая на дорогах безумные пробки, являющихся бичом современных мегаполисов. А уж Москва занимает вне сомненья первое место в этом списке. Пока собирались пока загружали последние вещи уже почти началось утро и часа в два начале третьего все-таки тронулись в путь, по пока еще не забитому Ярославскому шоссе или в простанородии Ярославки

К утру уже были в Ярославле, дозаправились и пошли дальше. Мимоходом посмотрел на Волгу и Горьковское водохранилище. Величие этой реки прямо завораживает. Справедливости ради стоит отметить что, мы с женой неудовлетворенные видами города в туманное утро из окна машины. Вернулись в Ярославль уже после поездки на Кольский о чем ни разу не пожалели.

Побродив по центральной части города и попав в один из наиболее ярких  памятников древнего русского зодчества- Ярославский музей заповедник.

Именно на его территории были найдены рукописные тексты известные нам, как Слово о полку Игореве. Времени у нас было не очень много и из всех экскурсий мы с женой выбрали наиболее самостоятельную, подъем на колокольню. Кроме этого надеясь сделать еще несколько снимков с высоты на город.

Вид, открывшийся уже с первой площадки, просто поражал своим великолепием. Мощные стены города, колокола которым больше двух веков, истертые временем ступени, ведущие дальше наверх, захватывали воображение картинами древнерусского города.

Уже выходя из музея, мы задали вопрос смотрителям. Не тут ли снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»? Уж больно все похоже на кадры из фильма

Но нет, его снимали в Ростове недалеко от Ярославля (прошу не путать с Ростовом-на-Дону)   Зато знаменитый «Афоня» снят как раз тут. В общем, город начинает нравиться с первого взгляда и остается жалеть лишь о дефиците времени, отведенном на поездку.

Днем проехали Вологду. Город достаточно большой, но ничего кроме объездной дороги и транспортных развязок мы не  увидели. После Вологды пошли на Вытегру, по пути перекусив на берегу  Волго-Балтийского канала. И оставив слева Онежское озеро, повернули на Пудож, первое упоминание о котором   датируется 1391 годом. Городишко действительно старый, особенно центр. Дома почти все деревянные, и создается впечатление, что их строили еще до революции. Если убрать с улиц автомобили то получится, на мой взгляд, неплохие декорации к фильму времен начала 20 века.

На выезде из города при пополнении запасов топлива встретили фуру шедшую нам на встречу. Вообще фуры нам на этой дороге встречались крайне редко, поэтому перекинутся парой слов с водителем, было и любопытно и разумно т.к. он ехал в противоположном нам направлении, и знал обстановку на дороге. Пояснения его были кратки, лаконичны и содержали множество фразеологизмов и междометий. Если сформировать из его тирады одно предложение то получилось бы, наверное, вот так, -дорога на Медвежьегорск полный абзац. (Стало понятно, почему навстречу не было фур) Как оказалось, он был прав!  Самое интересное, что дорога представляет собой  двухсоткилометровый участок, который в равной мере содержит в себе, как и ровные очень хорошие отрезки дороги, так и участки похожие жалкое подобии рокады, впечатление такое, что дорогу бомбили еще немцы и латать ее никто не думает. Вообще эта часть пути, Пудож-Медвежьегорск была единственной дорогой с плохим  покрытием. Дальше были отличные или вполне нормальные дороги даже ведущие в далекие деревни или не очень большие населенные пункты.

Карелия!!! О красоте  свойственной этому чудесному краю, наверное, слышали все.

Но вживую эта красота воспринимается совсем по-другому. Если на картинках или фото это просто очень красивое место, то вживую находясь непосредственно там, эта красота и неповторимость дикой природы действует просто оглушающее. Ошеломительная игра красок, ароматы хвои, свежесть бесчисленных озер и речушек в изобилии имеющиеся в этих краях, настой из утреннего тумана, и запах грибов. Смешиваясь в единое целое, и составляют тот незабываемый коктейль, имя которому КАРЕЛИЯ,

Отдельно можно описать сбор грибов. Брался пакет для мусора и спустя пятнадцать минут, отойдя от лагеря метров пятьдесят, ты получаешь пакет грибов. Большой пакет

Примерно также обстояло и с ягодами.  Десять минут ползанья на коленях и у тебя уже имеется полная кружка брусники.
 Охота и рыбная ловля в нашем путешествии оказались в зачаточном состоянии, Единственный хариус сорвался с крючка, а из дичи мы видели только совенка. Но полярные совы в пищу не идут поэтому «тихая охота», была единственным поставщиком на наш стол грибного и ягодного изобилия.

На первой же ночевки в Карелии довелось попробовать жареной щуки. Мы встали недалеко от озера, и на огонек в гости заскочили местные рыбаки. Пришли они не с пустыми руками, а с полной тарелкой жареной только сегодня выловленной щуки. Фотографии этой встречи отсутствуют из-за совокупности таких немаловажных факторов как усталость после проведенного за рулем дня действие спиртосодержащих напитков на организм, вследствие чего нарушается работа  вестибулярного аппарата, и остаток сил, которого хватит только на дорогу до палатки в один конец.

Вообще с погодой в Карелии, да и на Кольском, в общем, было неплохо. Температура в среднем ночью была выше нуля, а днем так вообще тепло. Что придавало нашему путешествию толику комфорта. По описаниям людей побывавших тут на два года раньше в это же время народ попадал постоянно на дождь, причем на неделю и больше. Пасмурная и дождливая погода всегда действует угнетающе в не зависимости в какой части света ты находишься, подавляя хорошее настроение и навевая хандру. Поэтому можно считать, что погода была  к нам благосклонна.

В Медвежьегорске остановились только для дозаправки и рванули дальше. Спустя  семь часов и преодолев 540 километров, мы оказались на границе Мурманской области. Где незамедлительно были остановлены постам ДПС. Молоденький сержант долго вертел в руках права, страховку и техпаспорт (заставив меня уже начинать сомневаться в моих же собственных документах), а потом задал вопрос:
–«А у вас все документы на этом языке? Мне ничего непонятно
«Этим» языком он называл украинский. Заверив его, что так оно и есть. Мы ответили на пару стандартных вопросов и были с миром отпущены. Российские гаишники вообще разговор отдельный. Второй год, путешествуя по стране, и не один раз они к нам не пристали без повода, хотя еще издалека видели наши номера. Не нарушаешь, проезжай. Нашим бы у них поучится.

Миновав пост, повернули направо на Кандалакшу и Белое море.
   Кандалакша достаточно большой город проезжая вдоль которого мы видели большой порт и много. железных дорог. Но опять же нас интересовал больше местный супермаркет и АЗС расположенная неподалеку, для пополнения запасов пищи как для нас, так и для машин.

Ура мы на Кольском! Вдалеке уже виднеется Белое море,  и мы совершили то, чем жили последнее время. Путешествие от Черного до Белого получилось.

Как оказалось после, это был Кандалакшский  залив, а не само Белое море, но все равно чувство радости и победы переполняло нас через край. Пройдя, около четырех тысяч километров мы достигли Белого моря, но не конца нашего увлекательного путешествия. Наш путь лежал на Умбу -населенный пункт расположенный примерно в ста двадцати километрах, в середине Кандалакшского залива, и на пол пути до устья реки Варзуге впадающей в Белое море, являющейся одной из целей нашего путешествия.

Отъехав недалеко от Кандалакши, заскочили пофотографироваться на речку Колвица которая шумно течет по порогам недалеко от дороги по которой мы двигались. Фото получились хорошие, как и впечатления от самой речки.

Осталось дело за малым, дозаправится в Умбе -последним форпостом бензиново-солярной цивилизации и уйти в автономное плаванье по Кольскому держа путь на устье реки Варзуга.

В устье Варзуги находится поселок ссыльных Кузомень (отмечу сразу, сведенья не достоверные) куда мы и хотели попасть по некоторым, как туристическим, так и меркантильным соображениям.

К туристическо-познавательным соображением относится осмотр непосредственно самого поселка, местного кладбища, а так же устья реки, где по имеющимся у нас сведениям должен был быть паром,  который переправил бы нас на тот берег

Поселок раньше являлся центром всего Беломорья, имел, две церкви, школу и население около тысячи человек. Был связан с Архангельском пароходным сообщением Значит посмотреть есть на что..

К меркантильной составляющей относилась надежда разжиться у местных рыбаков, свежей семгой, которая водится в этих местах в изобилии.

Итак остался небольшой отрезок пути по дюнам и нам должен был открыться вид на устье Варзуге, поселок Кузомень и уже непосредственно само Белое море.
 Действительность как оказалось, была несколько другая, чем нам хотелось бы ее увидеть. Наполовину разваленный и заброшенный поселок с песочными улицами производил удручающее впечатление, Церковь то ли сгорела, то ли была разобрана из за ветхости. Школа существует, но в ней только три!!!!! Ученика. Судя по всему, поселок переживает не лучшие свои времена.

Удивила переправа. Паром удалось рассмотреть не сразу. Сначала приняли его за брошенный понтон. Потом присмотревшись поняли что это паром. На фото тот, который за столбом вдалеке, это и есть паром. Вдобавок как нас просветили, переправа на другой берег стоила кругленькую сумму 4000 рублей, если за три машины, то просто космические цены. Седой паромщик, соединяя берега, грубит, однако немилосердно. Не мудрено, что он не слишком востребованный.

Зато вид на  море открылся просто чудесный некоторые  из нашей компании даже купались хотя вода была достаточно холодной Остальные просто наслаждались неповторимой беломорской погодой и просто красивыми видами вокруг.

Несколько фото на память о Белом море

На обратном пути все-таки разжились у местных рыбаков двумя морожеными семгами, не свежак конечно, но и без трофеев уезжать тоже как-то не хотелось. В последствии семга пошла на уху (очень душистую и вкусную) и немного строганины разнообразило наш стол.

Из Кузоменя вернулись на дорогу Умба-Варзуга, дорога представляет собой очень неплохой грейдер, который усилиями местных дорожных служб потихоньку превращается в приличную асфальтированную дорогу.

Варзуга, одноименная с речкой Варзугой деревня,  живописно расположившаяся на двух берегах. Наш путь лежал именно в нее, т.к. хотелось посмотреть деревянный церковный комплекс, построенный еще в 16… каком то году, без единого гвоздя.

Действительно походив и осмотрев деревянные срубы, очень тяжело верится, в то, что они были построены несколько веков назад. Все добротно построено. Кое где дерево заменено на новое. Дорожки между строениями подсыпаются  и укладываются камнем дикарем.  Бригада рабочих возводит  новые аллейки. Как ощутима разница между Кузоменью где жизнь едва теплится и Варзугой где она просто бьет ключом.

Само село тоже очень впечатляет новыми двухэтажными  коттеджами, и очень добротной и современной школой  Интересно было наблюдать лодки на пляже, с шашечками такси на носу. Сразу становится понятно, что желание попасть на другой берег имеет под собой материальную подоплеку. По крайней мере, со стороны лодочников.

В общем, экскурсия по селу очень понравилась. Увезли оттуда хорошие воспоминания и пакет горячих сдобных булочек местной выпечки.

Для дозаправки было принято  решение, вернутся в Умбу (порядка 140км), а потом уже уйти в тайгу в направлении реки Вельмежки и озера Индель. Отъехав от Варзуги примерно километров на десять, мы сначала и не придали большого значения крупной собаке, которая, не спеша, трусила по дороге по ходу нашего движения. Огромных лаек и их производных мы уже успели насмотреться, поэтому собака бегущая по своим собачьим делам была как бы не в новинку. По мере того как мы ее догоняли, стала заметна, какая то неестественная для лайки походка. То ли она хромала, толи косолапила.

Косолапила!???. На шум машины собачка обернулась, и мы (доморощенные натуралисты) всей машиной инстинктивно вжались в сиденья выдохнув, а кто и заорав, МЕДВЕДЬ!!!

Если честно я  немного испугался. В зоопарке эти звери смотрятся совсем по-другому, там они вальяжные медлительные, где-то немного очаровательные. В природе это очень быстрый и хитрый зверь. Поэтому фотографии этой внезапной встречи сделаны небыли, да и после того как мишка показал свои клыки подъезжающему УАЗу, не очень то хотелось их делать. Зато идущая за нами машина (мы выехали первыми, опередив всех минут на 15) наткнулась на медвежонка. Очевидно, мы повстречались с мамой. Вот тут этот тоже не очень маленький комочек шерсти удивил всех, позволив его спокойно сфотографировать, никуда не убегая. Я так полагаю, что если бы ребята видели мамашу этого очаровашки, то желание делать фотосессию с медведем пропало бы у всех. Поэтому на фото у всех такие напряженные лица.  Больше интересных встреч и событий по дороге на Умбу не происходило, и пополнив запасы топлива мы ушли в тайгу держа направление на реку Вельмежку и дальше на озеро Индель.

Именно здесь, наверное, и уже начался отрезок нашего маршрута, который принято называть внедорожной составляющей. По пути стали встречаться небольшие речки с мостами, заболоченные места а то и просто болота с проложенными через них гатями.

. Но мостами, а вместе с ними гатями сразу видно никто не занимался уже долгое время стоят полностью или частично разрушенные, сразу видно их перестали поддерживать в рабочем состоянии еще в годах шестидесятых семидесятых прошлого столетия.

Но рядом с мостом есть брод или место где всегда можно проехать, поэтому больших неудобств разрушенные мосты не доставляли
 Гораздо больше сложности доставляет езда по гатям и болотам, где под водой скрываются  камни и топляк.

Проезжая именно по таким участкам в который раз не пожалел что поставил защиту рулевых тяг. Как бы ты аккуратно не ехал все равно шанс что-нибудь нехорошее поймать под мост, очень велик.

Одна такая «торпеда» очень прилично ударила в защиту, хотя и скорость была небольшой, вторая  застряла между колесом и пружиной, и вытаскиваться не хотела категорически. Ну легкой дороги никто и не ожидал ессесно  Человек привыкает ко всему, и поэтому как то незаметно и мы втянулись в таежно болотное трофи

Движение вперед сильно замедляют вот такие вот бревна

Это бревно, судя по всему, основа старой гати, на которые потом укладываются более маленькие стволы, со временем превратившиеся в труху и в итоге получается вот такое препятствие, которое потом приходится убирать в сторону не без труда.

На одном из таких участков излишняя самоуверенность и подвела Вашего покорного слугу. При преодолении очередного болотного участка уселся я левым колесом накрепко в торфяник.   Да вместо того чтобы сразу размотать лебедку начал испытывать судьбу, газуя туда назад

Результат не заставил себя долго ждать, и без того подпаленное сцепление плюхнулось в холодную воду, когда я соскочил чуть назад. Как итог лопнувшая корзина сцепления, подлежащая обязательной замене, и рекомендованная замена прокладки между рулем и сиденьем, (замена необязательна.)  Только после сих интересных коллизий в голову начали постукивать трезвые мысли по поводу лебедки и всех интересных и увлекательных мероприятий, связанных с этим устройством.

Дорога до Октябрьского была бы прекрасна, если бы не окончательно умершее сцепление, которое отбирало на себя большую часть время и внимания. За этим занятием  даже сразу и не заметил, как впереди показались Хибины.

По пути стали встречаться свежие следы машин, бытовой мусор, пустые бутылки и консервные банки, словом все те неотъемлемые атрибуты человеческой цивилизации, которых нам так «не хватало» во время нашего скитания по тайге.

Неожиданно лес кончился и нашему взору предстал заброшенный военный аэродром, не обозначенный ни на одной карте.

У ребят стояли топо карты. А у меня обычная» Федеральные округа России с маршрутизацией», от Навикома.  Вот у них вообще ничего, не обозначено, а у меня этот аэродром показан как проселочная дорога. Вот такие вот на  полуострове Кольском проселочные дороги.

Дальше неуемная жажда запчастей, а именно корзины сцепления завела нас в Апатиты, где УАЗ был оставлен на ремонт, а мы, покидав самое необходимое в оставшиеся две машины и рванули в Хибины где провели два чудесных дня если не принимать во внимание снег и дождь которые по очереди атаковали наш маленький лагерь.

Вот немного фото

На этом наше увлекательное путешествие подошло к завершению. Дорога домой была обычной и долгой.

Подводя итоги можно озвучить вот такие данные.
Вся поездка по навигации составила 8298 км,
средний расход топлива у Патриота составил 14л на сотню (с аэробоксом), на это расстояние пришлось подлить 2 литра моторного масла.
Из поломок; лопнувшая  корзина сцепления, потек редуктор заднего моста(камни его все-таки доконали) периодически пришлось доливать масло и туда, и вышедшая из строя уже на обратном пути антенна сибишной радиостанции.
Не знаю, как там у других, а мы проводим отпуск так!!!
Да и что-то  в последнее время слишком часто на глаза стало попадаться слово Урал или его варианты. К чему бы это!!????

Дизайн © 1999-2014 Kozel-UAZ.Ru. О сайте

info@uazbuka.ru

Клуб УАЗоводов Фотогалерея Kozel-UAZ.Ru Форум УАЗБУКи Руководства, справочные материалы об УАЗ Каталог деталей УАЗ